Зачем было нужно Христу крещение от пророка Иоанна (имеющее своею целью прощение грехов, хотя сам Иоанн это прощение не давал) Тому, Кто давал отпущение грехов? Как пишет Еп. Кассиан: "крещение, как запечатление покаяния имело в Ветхом Завете символическое значение в актах ритуального омовения. И в этом смысле оно сопоставимо с омовением как ессеев, так «в равной мере и с ритуальными омовениями Моисеева закона». «Перед лицом вечной Правды крещение Иоанново имело значение не абсолютное, а временное. Крещения Господня от Иоанна требовали условия данного момента («оставь теперь»). Запечатлевая крещением покаяние, Иоанн был Предтечею Мессии на путях Ветхого Завета. Правда, которую исполнял Христос, принимая крещение Иоанново, была правда Ветхого Завета. Обетованный Мессия являл связь утверждаемого Им Нового Завета с Ветхим Заветом. Принимая Крещение покаяния, Он выражал Свое единение с народом, грехи которого Он брал на Себя» (Еп. Кассиан (Безобразов) «Христос и первое христианское поколение» М. 2001 г. с. 25). Но это не все.
Дело в том, что в отличие от ритуального омовения кумранитов или ессеев, для которых предварительное раскаяние в грехах и очищение души было обязательным и необходимейшим аспектом омовений, в ветхозаветном законодательстве же омовение носило механическо-прикладное значение, связанное скорее с очищение не души, а тела. Более того, до нас дошли далекие отголоски споров, которые вели по поводу ритуальных омовений фарисеи и так называемые в талмудической литературе «погружающиеся (или: окунающиеся) в воду поутру. Возможно, эти «погружающиеся» являются ессеями или разновидностью ессеев, но нет достаточных данных, чтобы говорить об этом утвердительно. В Тосефте Yadayim 2, 20 мы читаем: «Сказали «погружающиеся утром»: мы упрекаем вас, фарисеев, что вы упоминаете имя Бога утром без погружения (в воду). Отвечают фарисеи: мы упрекаем вас «погружающиеся (в воду) утром», что вы произносите имя Бога из тела, в котором есть нечистота» (Переферкович, 1904, с. 626).
Независимо от деталей и тонкостей этого спора, теперь неясных, цитированный отрывок показывает, что в период Второго Храма существовала сектантская практика ритуальных омовений, которой противились фарисеи, творцы нормативного иудаизма. У фарисеев возобладала тенденция, нашедшая свое наиболее яркое выражение в законодательной деятельности Гиллеля, тенденция смягчения остроты ригористических и затруднительных правил, связанных с так называемой «ритуальной чистотой». Ессеи же, напротив, со всею строгостью соблюдали все законы «чистоты» и, судя по Antt: 18: 1, 5, № 19, возможно, вводили новые правила «очищений какие считали нужными». По-видимому, эти «очищения» были заменители кровавых жертвоприношений в храме, куда, как известно, ессеям не было доступа». Суть же иудейского обряда омовения, которое можно считать наиболее приближенным по своему внутреннему и духовному смыслу к Крещению Иоаннову, выражено в словах пророков Исаии 1:16-17 «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову», и Иезекииля 36: 25-26 «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотянное». Но в то время, эта духовная сторона ритуала омовения в традиционалистско-фарисейском иудаизме была утеряна, тогда как иессеи и Иоанн Креститель требовали предварительного и обязательного покаяния и внутреннего очищения перед принятием ритуала погружения или пробуждения, просветления. «После ангела воздуха устремитесь к ангелу воду. Сбросьте обувь свою и одежду и дозвольте ангелу воды обнять все ваше тело. Отдайтесь целиком в его объятия, и всякий раз как вы даете движение воздуху дыханием своим, давайте движение воде своим телом. Истинно говорю вам, ангел воды изгонит из тела вашего всю нечистоту, которая оскверняла его внутри и снаружи. И все нечистое и зловонное всплывет и удалится от вас…Ни один из людей не может предстать перед лицом Бога, если он не прошел через ангела воды. Воистину, все вы должны родится заново от воды и от истины, ибо тело ваше принимает омовение в реках земной жизни, а дух ваш - в реке жизни вечной» («Евангелие мира от ессеев» М. 1995 г. с.12).
Только на славянских языках пророк Иоанн назван Крестителем и именно, в связи с таинством Крещения Христова. Это связанно с тем, что только ко временам св. равноап. Кирилла и Мефодия, богословие развилось до понимания «погружения» в водах Иорданских как принятия Господом Креста, а, следовательно, и «Крещения». Святому - крещение в ветхозаветном понимании ритуала омовения было абсолютно не нужно: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 14).