Между "все и сразу"

Dec 01, 2012 15:36

Паразитарный дух идет по миру! Меры нет. (с.)

Homo Consumens - Человек Потребляющий - на каждом шагу покупает ненужные ему вещи и продукты. Избыточную обувь и одежду некогда носить, в мусоропроводы летят упаковки тухлятины, квартиры захламлены сверх всякой меры. Это ли не дивный образчик коллективной шизофрении?
Бесполезность зачастую кроется в самом товаре: если буханку хлеба теоретически можно употребить на 95% (за исключением упаковки), то в бытовой электронике множество функций обычно никак и никем не используются.

Три вызова времени

Здесь-то и таятся цивилизационные риски, которых прежде не знало человечество.
Во-первых, массовое приобретение ради приобретения является разбазариванием ресурсов - люди превращаются в геростратиков. Основа нашего существования - сельхозугодья. Если полвека назад в среднем на человека приходились 24 га плодородной земли, то ныне - 12 га. Сколько останется еще через 50 лет? Пожалуй, не 6 га, а меньше, в информационную эпоху все процессы протекают с ускорением. Но больше на Земле взять землю негде, простите за каламбур: 80% угодий, пригодных под зерновые, уже задействованы, из них 15% испорчены "химией" (удобрения, инсектициды, гербициды).
Во-вторых, потребительская психология ведет к нравственной и умственной деградации целых поколений. Выбор вуза диктуется не способностями, а зарплатами его выпускников. Кумирами стали "гламурные подонки", а не выдающиеся ученые. Идеал молодежного сознания - бездельник из ночного клуба. Причем сей тунеядец незаслуженно пользуется интеллектуальной продукцией - Интернетом, телефонией, GPS. От потребительства зашкаливают продажность и неверность; "кинуть", "слить", "впарить", "откатить", "слупить" - вот лексика наших дней. Мечты о безудержном потреблении растлевают умы, и девочки со школьной скамьи становятся "охотницами за мужьями", а взрослые мужчины ничтоже сумняшеся берутся за работу, о которой не имеют представления, - лишь бы "рубить бабло".
В-третьих, победители идеалистов обречены, как ни странно, на численное сокращение - если не на вымирание. "В обществе, где главной ценностью является потребление, отсутствует потребность в детях... поскольку дети снижают потребление и выступают контрценностью", - констатирует российский публицист Юрий Крупнов. Материнство и отцовство устарели - к чему плодить нищету? Вместо воспитания очередного ребенка приятней валять ежегодно дурака в экзотических краях! Эту убогую логику понемногу усваивают и мигранты, которые прорываются из Азии и Африки в страны с высокими стандартами потребления.
"Когда все хоть сколько-нибудь значимое можно купить и продать, когда можно легко отказаться от обязательств, потому что они нам уже не выгодны, когда спасения мы ищем в шоппинге, а голос пастыря нам заменяет реклама, когда ценность человека измеряется тем, сколько он зарабатывает и тратит, тогда получается, что рынок уничтожает ценности, от которых сам, по большому счету, зависит", - печалится доктор философии Джонатан Сакс из Великобритании. - "Мы продолжаем дискутировать о климатических изменениях, но ни словом не вспоминаем об отцовстве... В современной культуре нет места понятию жертвы, а без жертв невозможно воспитать детей".
Между прочим, пока представления о рае и аде даже в одном и том же обществе зависят от достатка. Состоятельные верующие жертвуют храмам и убеждены, что ад - место для нищих. Бедные уверены в обратном, поскольку сомневаются в честном происхождении любого богатства. И этому антагонизму сотни лет.
Вследствие бурного технологического расцвета мы самоуверенно называем себя информационной цивилизацией, являясь по-прежнему устаревшим обществом с экономикой потребления вещей. Спасибо этой экономике за то, что она впервые в истории в основном удовлетворила "физиологические" и "экзистенциальные" потребности населения, лежащие в основании известной пирамиды Маслоу. Отчасти и кое-как насыщены также потребности среднего уровня - "социальные" и "престижные".
Но "духовные" потребности человека ("познание", "самоактуализация", "самовыражение"), которые Абрахам Маслоу расположил на вершине пирамиды, очень далеки от удовлетворения. Мир смотрит на них снизу вверх, и эту высоту удастся взять лишь обществу с экономикой потребления знаний. А уж оно осуществит такой научно-технический прорыв, какой не снится сейчас ни одному писателю-фантасту.
Альтернатива же ясна, как белый день: мы продолжим движение нынешним курсом, безмерно пожирая все на своем пути, - это "выбор саранчи".

Виктор Бирюков, Атяшево - Саранск - Москва
Источник: "Война и Мир"  
(с сокращением)


P/S. США - Потребительский маразм






ВИДЕО в ТЕМУ:

image Click to view



возможное будущее

Previous post Next post
Up