Aug 03, 2012 21:32
Как отмечал Франкл: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме… Когда меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм). За этими двумя следствиями важно не пропустить и не забыть третье, а именно появление специфических невротических заболеваний, которые я обозначил как «ноогенные неврозы».
Действительно, в отличие от человека современного, человек традиции не жил в том, что мы называем «исторической перспективой». Автор солидарен с мнением о. Олега Стеняева, что: «время, в силу тотальной обращенности к грядущему со славою Господу, теряло земное выражение по заземленной горизонтали и дышало ожиданием вознесения. Можно прямо сказать, что так как жизнь верующего человека мыслится в категории вечности, то минуты, часы, дни, месяца и годы не воспринимаются с такой фатальностью… Наши предки были более разумны, чем мы. Они не жили несуществующим, надуманным или прошедшим». Нынешний человек, действуя в настоящем, как бы все время мысленно возвращается в прошлое (которого уже нет), заглядывает в будущее (перспективы, карьера, отличная и высокооплачиваемая работа, машина, норковая шуба для жены и т.д.), которого ещё нет. Его сознание «расколото» глубоким переживанием о не-существующем. О том, что уже прошло и тем, что ещё не наступило. Он живёт в тонком сне «майи-иллюзии». Имеет место постоянный диалог со временем в виртуальной точке 0. Происходит выделение личного времени в общественном - «хочешь жить умей вертеться, а если хочешь жить ещё лучше, вертись ещё сильнее». Времени, лишь опосредованно связанного с внешне-жёстком порядком. Тезис: время-деньги немыслим в традиционном обществе, также как представление о связи материального богатства с праведностью человека. Очень важно, что распространенность депрессии велика как в малообеспеченных, так и в богатых слоях населения, как в экономически развивающихся, так и уже в развитых странах (депрессия поражает от 11 до 14 % населения высокоразвитых стран).
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе, сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей». Исходя из этого, православие выделяет два типа депрессии: 1. Депрессию, как страсть. 2. Депрессию, как психическое заболевание, т.е. от естества. Это депрессия, которая возникает как наказание за грехи. В результате этого, грех оказывает разрушающее действие на душу человека, вызывая заболевание. Так например, описание депрессии встречается в Библии и относится к царю Саулу, от которого "отступил Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа". Мрачное, подавленное настроение, агрессия, страх, зависть.
В соответствии с учениями о страстях, депрессия возникает вследствие «поработивших душу страстей»: уныния и печали. Отметим, что по мнению св. отцов уныние единственная страсть от которой нет противоядия-добродетели (чревоугодие побеждается воздержанием, сребролюбие - нестяжанием, гордость - смирением и т.д.). Оно поражает души тех, кто сильно привязался к всему земному, с головой погрузился в чувственные наслаждения и забыл о свой душе. Все это так. В современном научном сообществе постепенно складывается представление, что депрессия имеет духовные предпосылки и истоки. Все более обращается внимание на духовные методы лечения. Ученные отмечают, что религиозные люди меньше болеют депрессией, а когда она посещает их переносят её легче. Верящему в Бога человеку, для которого сей мир, представляется временной гостиницей, из которой завтра или послезавтра он выйдет соблазны мира, его удовольствия, карьерный рост - всё то, что с такой силой привязывает нас к временному - не представляется ценным. Он внутренне свободен от него. Следовательно, его как бы и нет в мире, у него нет ничего кроме тела которое: «земля еси и в землю отыдеши», и нет пристрастий и привязанностей к внешним вещам. Тогда и отнять или забрать, лишить его чего бы там не было просто не представляется возможным. Внутренне он свободен и за всё приключившиеся (худое или доброе) с ним, благодарен Богу.
(из старого)
размышления