Крупнейший в истории саммит НАТО состоялся в Чикаго 20-21 мая. В форуме принимали участие первые лица 28 государств-членов альянса и 22 стран-участниц операции альянса в Афганистане, а также высокопоставленные представители семи государств-партнеров альянса, которые не участвуют напрямую в афганской кампании, но оказывают НАТО различные формы содействия. Основными темами саммита, как и ожидалось, стали противоракетная оборона и ситуация в Афганистане.
В первый день участники саммита объявили о создании так называемой временной противоракетной системы, архитектура которой рассчитана на решение задач по перехвату одиночных тактических ракет. Речь идет о завершении объединения имеющихся в распоряжении государств-членов НАТО средств ПВО и ПРО /в первую очередь, "Пэтриот-3"/ в Европе, и усилении их американскими кораблями с противоракетными системами "Иджис" /Aegis/.
Решение о создании европейской ПРО альянс принял на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года. В ее основу лег предложенный администрацией Барака Обамы в 2009 году так называемый поэтапный адаптивный подход, известный также как "фазовый адаптивный подход". Создание этой системы будет осуществляться в четыре этапа и завершится в 2020 году. Сделанное на саммите заявление о создании промежуточной противоракетной системы фактически ознаменовало завершение первой фазы этого плана. Так, в Средиземном море уже заступил на боевое дежурство американский ракетный крейсер "Монтеррей", оснащенный системой ПРО "Иджис".
На втором этапе, который должен завершиться в 2015 году, возможности обнаружения системы ПРО должны быть усилены размещением радаров в Турции и Болгарии. Начнутся поставки армии США наземной системы "Таад" /THAAD/, которая в перспективе может быть развернута в Европе. К 2015 году в Румынии должна быть развернута наземная система "Иджис", число кораблей с этой системой достигнет 38 - девять крейсеров и 29 эсминцев. Кроме того, радары "Иджиса" должны быть доработаны и модифицированы.
Третий этап завершится в 2018 году. В ходе него в Польше должен быть развернут наземный блок "Иджис", завершена модификация системы в Румынии "для более широкого покрытия территории Европы". Тогда же США намерены развернуть космическую систему точного слежения /Precision Tracking Space System, PTSS/ и воздушную /авиационную/ систему инфракрасного обнаружения /Airborne Infrared, ABIR/, которые, по оценкам Вашингтона, смогут отслеживать до нескольких сотен ракет одновременно. Количество кораблей с системой "Иджис" должно увеличится до 43. По оценкам экспертов РФ, именно на этой стадии своей эволюции ПРО в Европе начнет приобретать возможности для перехвата российских ракет.
Четвертая фаза, которая завершится к 2020 году, предполагает поставку на вооружение новых блоков ракет- перехватчиков типа "Эс-эм-3 блок-2-би" /SM-3 Block IIB/, которые будут иметь "ограниченные возможности" перехвата стратегических межконтинентальных ракет. Кроме того, планируется усилить группировку космических средств слежения и обнаружения.
Заметим, что это лишь сокращенный перечень мер и шагов, касающихся Европы. Нынешняя американская программа ПРО включает размещение многочисленных средств обнаружения ракетных пусков и наблюдения за воздушно-космическим пространством, а также перехватчиков в других регионах мира.
Таким образом, важно понимать, что система ПРО НАТО в Европе для Вашингтона - это лишь часть американской глобальной системы ПРО. Ее главная цель - защита территории США от ракетных нападений на дальних подступах, чтобы даже перехват ракет условного противника с ядерным, химическим или бактериологическим оружием происходил не над американской, а над чужой территорией. Например, над Европой.
Возникает вопрос: какая роль в этой системе в действительности отводится НАТО? Альянс предоставляет территорию и свои штабные структуры для содействия координации с союзниками. Плюс отдельные тактические комплексы ПВО европейских стран НАТО будут подключены к этой системе как вспомогательные элементы. Иными словами, не НАТО платит за эту систему и не НАТО "заказывает музыку". Весь комплекс остается американским, и складывается впечатление, что Вашингтон даже со своими союзниками по альянсу не столько обсуждает его создание, сколько просто информирует их о своих действиях. Не говоря уже о том, что все военные заказы по этой системе осуществляются военно-промышленным комплексом США.
Тогда каковы возможности для сотрудничества с Россией? Ответ на этот вопрос переговорщики России, США и НАТО ищут уже больше года, с того момента, как в конце ноября 2010 года на саммите в Лиссабоне альянс пригласил Россию к сотрудничеству по ПРО. Пока безрезультатно.
Уже рассмотрены самые разные форматы сотрудничества, проделана масса технической работы. Эксперты России и стран НАТО подтвердили техническую совместимость существующих систем ПРО РФ и Североатлантического альянса, не говоря уже о средствах обнаружения и слежения. Они также неоднократно доказали, что объединение возможностей способно значительно повысить эффективность общей системы. Увы, без взаимопонимания на политическом уровне об архитектуре сотрудничества России и США /НАТО/ по ПРО все эти усилия не имеют смысла.
Позиция Москвы заключается, во-первых, в необходимости подписания юридически обязывающего документа, который бы гарантировал бы, что система ПРО не направлена против РФ. Во-вторых, в требовании отодвинуть все силы и средства ПРО НАТО на расстояние их радиуса действия от российских границ, чтобы исключить даже теоретическую возможность перехвата чего бы то ни было в российском воздушном пространстве. В-третьих, в отказе от создания потенциала для перехвата современных стратегических межконтинентальных ракет, которых у "непредсказуемых государств" еще нет и в проектах.
Реакции НАТО на эти предложения отсутствовала, следствием чего в конце 2011 года стало заявление президента РФ о военно-техническом ответе на систему ПРО, если компромисс не будет найден. Этот ответ может заключаться в приближении к границам НАТО российских тактических ракет, чтобы в случае чего сократить их время подлета. Также речь идет о разработке новых средств преодоления ПРО для стратегических ракет /системы постановки помех, ложных целей, маневрирования/. Что, заметим в скобках, сделать гораздо проще и дешевле, чем разработать эффективные средства перехвата этих ракет.
На одной из дискуссий в Брюсселе тогда еще постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина и представителя руководства альянса Джейми Ши /бывшего в годы войны в Косово официальным представителем НАТО/ была обозначена возможность следующего сценария. В 2020 году в Балтийском море выстраиваются 43 корабля "Иджис" при поддержке наземных комплексов ПРО. Все они оснащены модифицированными ракетами-перехватчиками и действуют как единая система, а наведение осуществляется при помощи наземных, воздушных и космических средств обнаружения. Смогут они перехватить значительную часть российских ракет или нет? Внятного ответа на этот вопрос Ши не дал, отговорившись, что НАТО ничего такого не планирует.
Однако соотношение сил и дух этого сценария звучит естественно для второй половины XX века. Ждем ли мы, что в XXI веке все будет так же? Или мы вспомним, что ракеты, на борьбу с которыми тратятся столь крупные средства, это не оружие. Это всего лишь средство доставки оружия. Эта технология была необходима для менталитета XX века, когда границы двух мировых блоков бдительно охранялись и единственная возможность преодолеть их заключалась в том, чтобы сбросить через космос ядерный заряд на голову противника.
Сегодня границы открыты. И если "нестабильное государство" действительно захочет нанести ядерный удар по противнику, ему не нужно создавать межконтинентальные ракеты. Достаточно зафрахтовать судно, загрузить его, например, мешками с бетоном, в толще которого и будет спрятан ядерный боезаряд, который без малейших затруднений приплывет в нужный порт. А самое главное, узнать потом, кто нанес удар, будет существенно сложнее, чем в случае ракетного пуска... Трудно представить, что эту простую истину понимает Москва, но не понимает Брюссель или Вашингтон. Тогда почему создается система ПРО, да еще и в разгар финансового кризиса?
Предложить объяснение нетрудно, если искать его не в военной, а в политической и экономической сферах. После окончания "холодной войны" НАТО так и не нашла своего нового предназначения. Альянс выполняет роль территориальной обороны, но от кого? Военного противника у НАТО нет. А блок есть. Он на протяжении последних 15 лет пытается выполнять роль "гаранта мировой стабильности". Получается не очень. Все военные операции приносят военную победу, но их результат, что в Косово, что в Афганистане, что в Ливии, остается сомнительным. А главное, этот принцип не работает как объединяющая НАТО идеология. Не зря военные бюджеты европейских стран тают на глазах, несмотря на призывы Вашингтона тратить на оборону больше.
В этой ситуации система ПРО выполняет важную идеологическую функцию. Она играет роль нового стержня альянса, его главного военного средства, которое сейчас необходимо создать, а затем использовать для защиты от кого бы то ни было. При отсутствии явного врага создан объединяющий бизнес-проект. Который, кстати, будет очень выгоден для военно-промышленного комплекса США.
Впрочем, если Россия и США не найдут компромисса по ПРО, то и российский ВПК получит изрядную подпитку в рамках обеспечения "военно-технического ответа". Главное, не забывать, что госзаказы в период кризиса дают краткосрочный эффект, а в долгосрочной перспективе гонка вооружений способна пустить по миру самые богатые страны, примеры следует искать в новейшей истории. Остается надеяться на то, что стороны принимают этот факт во внимание, оценивая возможности нахождения компромисса между Россией и США по ПРО. Его желательно найти до "точки невозврата", которой станет 2018 год, когда завершится третий этап развертывания системы ПРО в Европе.
Впрочем, на саммите в Чикаго президент США Барак Обама вновь заверил, что создаваемая НАТО система ПРО не направлена против России. "Создаваемая система ПРО не направлена против России и не подрывает ее стратегический потенциал сдерживания, поэтому я по-прежнему считаю, что противоракетная оборона может быть сферой сотрудничества с Россией", - подчеркнул глава Белого дома. Такое же утверждение содержится в одном из документов форума, подготовленном по итогам очередного обзора потенциала сдерживания НАТО. Однако о предоставлении Москве каких-либо гарантий, тем более юридически обязательных, в документе речь не идет. Кроме того, участники саммита подписали соглашение о приобретении пяти беспилотных летательных аппаратов /БЛА/ разведывательного назначения в совместное пользование государств альянса. Таким образом, была заложена основа для создания принципиально новой системы НАТО - системы наблюдения за поверхностью земли AGS /Alliance Ground Surveillance/. В этом проекте задействованы 13 государств НАТО: США, Германия, Италия, Норвегия, Люксембург, Чехия, Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. Система достигнет операционной готовности в период с 2015 по 2017 годы. Аппараты будут базироваться на базе Сигонелла в Италии.
Объявляя о сделке, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что решение о создании этой системы было принято по итогам анализа недавней военной кампании альянса в Ливии. Там основным источником разведывательной информации выступали американские БЛА, которых на сегодня не имеет ни одно другое государство НАТО. "Во время операции по защите населения Ливии мы поняли, насколько важно иметь наилучшие возможности наблюдения и разведки. Нам нужны дополнительные военные средства, и сейчас мы заполняем этот пробел", - сказал генсек альянса.
Этот проект стал одним из ведущих в рамках новой концепции НАТО по приобретению военных средств и техники - так называемой "умной обороны" /smart defense/. Она основана на объединении средств стран-членов для приобретения в совместное пользование новейших образцов военной техники, которые они не могут позволить себе купить и эксплуатировать в одиночку.
Кроме того, на саммите было объявлено о том, что военно- воздушные силы стран-участниц Североатлантического альянса отныне будут осуществлять патрулирование воздушного пространства стран Балтии на постоянной основе. Литва, Латвия и Эстония не располагают необходимой авиацией для контроля собственного воздушного пространства, поэтому с 2004 года этим занимаются их партнеры по НАТО. Предыдущие договоренности предполагали поочередное дежурство ВВС стран НАТО только до 2014 года. В этой связи страны Балтии неоднократно просили альянс перевести эту программу на постоянную основу. Как отметил Расмуссен, патрулирование военно-воздушными силами стран НАТО неба Латвии, Литвы и Эстонии является еще одним примером "умной обороны".
Второй день саммита был посвящен главной для НАТО теме - подготовке вывода войск НАТО из Афганистана. Как отмечается в итоговой декларации, альянс передаст ответственность за обеспечение безопасности в Афганистане национальным вооруженным силам этой страны к середине 2013 года. Полный вывод находящихся под командованием альянса подразделений, численность которых составляет 130 тыс. военнослужащих, завершится до конца 2014 года. В документе подчеркивается, что передача ответственности за безопасность в Афганистане национальным вооруженным силам является "необратимой".
С 2014 года главное внимание НАТО в этой стране будет направлено на подготовку военных кадров и служащих подразделений охраны порядка. Эту задачу будут решать группы советников. Как подчеркивается в декларации, миссия альянса в Афганистане "не будет носить боевой характер".
Расмуссен отметил, что нынешний саммит НАТО не был "конференцией доноров для Афганистана". Между тем, его участники одобрили предложенный США план финансовой помощи этой стране. На нужды национальных вооруженных сил Афганистана планируется ежегодно выделять 4,1 млрд долларов. США будут направлять по 2,3 млрд долларов в год, остальную часть суммы - их союзники по НАТО и страны Персидского залива.
В частности, Великобритания выразила готовность направлять на эти нужды ежегодно 100 млн долларов, Италия - 120 млн, Канада - 110 млн долларов, Австралия - 100 млн долларов, Турция - 20 млн долларов. От Франции, которая заявила о намерении вывести свои подразделения из Афганистана уже к концу нынешнего года - на два года раньше срока, ожидают ежегодный взнос в размере 200 млн долларов. Кроме того, 20 млн долларов направит афганским вооруженным силам Пакистан.
НАТО подключилась к американской операции в Афганистане в 2002 году, выполняя свои союзнические обязательства после терактов в США 11 сентября 2001 года. Альянс расценил их как военное нападение на США и впервые в истории ввел в действие пятую статью Вашингтонского договора о коллективной обороне. Она гласит, что нападение на любую из стран альянса автоматически рассматривается как агрессия против всех государств НАТО.
Кроме того, на саммите обсуждался вопрос о транзите грузов для сил НАТО в Афганистане через территорию Пакистана. Как сообщил президент США Барак Обама, проведший короткую встречу "на полях" форума со своим пакистанским коллегой Асифом Али Зардари, в переговорах между Вашингтоном и Исламабадом по этому вопросу достигнут "определенный прогресс".
Пакистанский /южный/ маршрут снабжения Международных сил содействия безопасности в Афганистане /ИСАФ/ остается закрытым с ноября 2011 года, после ошибочного авиаудара коалиции по блокпостам пакистанской армии близ границы с Афганистаном, в результате которого погибли 24 военнослужащих. Транзит через пакистанскую территорию приобретает особую значимость для НАТО в условиях планируемого вывода из Афганистана 130-тысячного контингента ИСАФ.
По имеющейся информации, переговоры США и Пакистана о возобновлении транзита уперлись в финансовую сторону вопроса. Исламабад настаивает на выплатах по 5 тыс. долларов за каждый перевезенный контейнер, что почти в 30 раз дороже, чем до закрытия транспортного маршрута. Вашингтон, в свою очередь, считает запрашиваемую цену неприемлемой. Кроме того, Пакистан требует официальных извинений от США за гибель своих пограничников.
В итоговой декларации саммита значительное внимания уделяется отношениям Североатлантического альянса с Россией. "Сотрудничество между Россией и НАТО имеет стратегическое значение для всеобщего мира, стабильности и безопасности. Мы по-прежнему готовы к достижению совместно с Россией долгосрочного мира на евроатлантическом пространстве. Мы хотим видеть подлинное стратегическое партнерство между Россией и НАТО", - говорится в документе. Участники саммита отметили, что Россия и НАТО имеют общие интересы в области безопасности, а также сталкиваются с общими вызовами: "Мы ценим важную роль, которую сегодня играет Совет Россия-НАТО в качестве форума для откровенного и честного политического диалога, в том числе по тем вопросам, где у нас сохраняются разногласия".
По мнению стран-участниц НАТО, сотрудничество с Россией по афганской проблеме, в частности, соглашение о транзите грузов для войск ИСАФ, совместное обучение сотрудников антинаркотических служб из этой и других стран Средней Азии, а также Пакистана, трастовый фонд по содействию в подготовке техперсонала и поставке запчастей для обслуживания вертолетов, являются примером совместной готовности к достижению мира и стабильности в регионе. В итоговой декларации отмечается успешный опыт в сотрудничестве стран альянса с Россией в области противодействия терроризму, а также пиратству в районе Африканского рога.
"Мы с нетерпением ждем улучшения доверия и взаимной прозрачности с Россией в таких областях, как вопросы обороны, стратегия, доктрины, военное строительство, в том числе нестратегических ядерных вооружений в Европе, военные учения, контроль над вооружениями и разоружение", - отметили участники саммита.
В то же время, в итоговом документе указывается, что в отношениях между Россией и НАТО сохраняются разногласия: "В рамках работы Совета Россия-НАТО мы намерены поднять беспокоящий членов альянса вопрос об озвученных Россией намерениях размещения войск вблизи границ участниц организации".
Кроме того, в декларации содержится призыв к России придерживаться своих обязательств от 12 августа и 8 сентября 2008 года в отношении Грузии. "У нас продолжает вызывать беспокойство наращивание военного присутствия России на грузинской территории, и мы вновь призываем Россию к обеспечению свободного доступа туда гуманитарной помощи и международных наблюдателей", - отметили участники саммита.
Альянс призывает Россию отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии и подтверждает свое решение принять Грузию в члены организации. Грузия вместе с тремя балканскими "странами-аспирантами НАТО" - Боснией и Герцеговиной, Македонией и Черногорией - названа потенциальным кандидатом на членство в альянсе на этапе его очередного расширения. Как отметил принимавший участие в форуме вице-премьер Грузии, госминистр по европейской и евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе, ближайший саммит по расширению НАТО состоится уже через два года.
Несмотря на угрозы антивоенных активистов и участников движения "Оккупируй Уолл-стрит" сорвать саммит, в целом акции протеста носили мирный характер. В день открытия были арестованы около 45 человек, пытавшихся прорваться через специальную "зону безопасности", огораживающую конференц- центр "Маккормик-плейс", где проходил форум. Несмотря на призывы разойтись, несколько сот демонстрантов попытались прорвать полицейское оцепление. В ответ стражи порядка были вынуждены пустить в ход дубинки и так называемые акустические пушки.
Во второй день форума несколько сот активистов антивоенного движения устроили шествие у расположенной в Чикаго штаб-квартиры крупнейшей в мире аэрокосмической корпорации "Боинг". На этот раз никаких стычек с полицией не произошло.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на
rodon.org обязательна.