О Кресте (3-я Неделя Великого поста. Крестопоклонная)

Mar 20, 2012 07:50






Конечно же, важнейший символ христианства был хорошо знаком в древнейших религиозных системах, где он являлся символом огня или солнца. Однако, именно христиане превознесли Крест, как спасительное знамение Церкви - наделив его универсальным и космическим смыслом. Хотя, в первоначальной Церкви, чествование Креста и относилось к кругу символов, обрядов и верований хранящихся в тайне от язычников, но благодаря тому, что некоторые ревностные христиане изображали Крест у себя на лбу (благодаря этому их легко узнавали во время гонений) и груди, это дало повод язычникам насмешливо называть христиан -  "крестопоклонниками", полагая, что они поклоняются Кресте как идолу или фетишу. Нужно сказать, что до самой эпохи Константина Великого последователи Христа удерживались от изображений Креста, впрочем, отдавая ему  должное благочестивое внимание. При раскопках в Риме и Помпеях, встречаются лишь аллегорические изображения Креста (якорь или фигура X) и распятия: Авель, убиваемый Каином, Исаак, приносимый в жертву Авраамом, Моисей, молящийся с крестообразно распростертыми руками, медный змей, пророк Исайя, перепиливаемый деревянной пилой, пророк Иона, молящийся с распростертыми руками во чреве кита, еврейский пасхальный агнец и т.д.

Одним  из  наиболее распространенных  символом христиан  первых  веков была рыба. Рыба вообще играет большую  роль  в  евангельском  повествовании. Спаситель  неоднократно пользовался  образом  рыбы  и  рыбной  ловли.   Широкое  распространение  этого  символа,  имело  еще  и  вот  какое  значение: пять  букв,  из  которых состоит  греческое  слово  рыба - Ichthus.  Пять  букв  соответствуют  пяти  словам  непосредственно  относящихся  к  вере  христиан и Христу. Iesous  Christos  Theou  Uios  Soter, т.е.  Иисус  Христос,  Божий  Сын,  Спаситель.  Образ  этот  присутствует  повсюду:  и в стенных  росписях,  и  на  саркофагах,  и  в  надгробных   надписях,  и  на  отдельных  предметах.  Маленьких  рыбок  из  металла,  камня,  перламутра  или  стекла,  христиане  носили  на  шее,  подобно  тому,  как  мы  носим  нательный  крест.  На  этих  рыбках  встречается  слово  «спаси»  или «да  спасешь». Для  символического выражения  своего учения  христиане  привлекают  и  языческие  символы  и сюжеты  греко-римской  мифологии (напр. Орфей  со  свирелью  привлекающий  к  себе  всех  животных  и птиц).  Венок (символ  победы)  обозначал  торжество  Христа  над  смертью,  корзина  с хлебом, означала  насыщение  всех «труждающихся  и  обремененных»,  а  Крест  и  круг  символизировали  идею  спасения. Одним из наиболее популярных и распространенных  символов Иисуса Христа - агнец ("как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих". Ис., 53.7).  Дело в том, что до конца V в., на Кресте не было изображения распятого Христа (оно появляется только с Vв., как церковном культе, так и в домашнем обиходе. Но не распятого), а вот агнец помещался рядом. Иногда только близ Кресте, иногда над или под Крестом, как бы готовый к закланию. Была традиция изображать Крест на агнце или над Крестом в окружении других 12 агнцев (апостолов). Наконец, были изображения агнца в центре Кресте, как бы распятого. Этот символ (агнец) был настолько сильно укоренён в сознании христиан, что понадобилось категорическое запрещение Трулльского собора (691-692гг.) на его любое изображение.

C IV в. изображение и употребление Креста в Римской империи становится повсеместным. Сам Константин Великий возложил золотой Крест на гробницу апостола Петра в Риме. В том же веке Крест изображается на монетах императоров Валентиниана и Проба. В V в. император Валентиниан III и его супруга уже носят Крест на своих коронах.

символы, православие

Previous post Next post
Up