При всех неоднозначных, я бы даже сказал трагичных, явлениях нашей жизни в современной России, один феномен вызывает у меня пристальное внимание. Речь идет о широчайшем спектре духовных и мировоззренческих исканий современного русского человека. Хотя процесс деградации, а порой и откровенной дегенерации так же дает о себе знать. И все-таки, сейчас этот поиск стал более очевиден. От марксистов, монархистов, русских почвенников-националистов, сторонников божественной теократии или свободного предпринимательства и т.д. и т.д., до представителей различных религиозных течений, проходит мощный водораздел между прошлым "плоскостным" мышлением и сегодняшним идейным калейдоскопом.
художник Alberto Pancorbo.
В XX веке, старушка философия прошла страшную школу выживания, когда она откровенно стала "служанкой идеологии". Сегодня, стремительно бежав в лоно сциентизма, она с недоверием и тоской поглядывает на мир "чисто тачил и особняков". Будучи по определению системой элитарных знаний и достаточно сложного категориально-понитийного аппарата, она пребывает в некой мировоззренческой контузии. Её странная судьба и не менее странная эволюция только подтверждает факт "разбитого корыта". Правда, благодаря "старшему брату" (науки), она смогла продвинуться в совершенно специфических отраслях как соотношение между знанием и пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной, само собой решая эти проблемы на основе научных данных, полученных естествознанием XX века. Естественно, что 99% населению земного шарика, до фанаря этот "замечательный прогресс". В реальности, вес философии сохраняется на оказавшейся в современном мире крайне нужной площадке как "диалог" (культур, наций, цивилизаций и т.д.). Действительно, сегодня самые разные философские направления и школы переходят к философствованию всё более плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или диалога, не отвергающему философских теорий, основанных на нетрадиционных для европейской философии принципах. Философский багаж в виде логики, диалектики и элементарного здравомыслия - является естественным критерием в мире разнообразных религиозных символов и политических мифов. Все это продвинуло философию вперед не только в традиционной области -- теории познания или гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлении, например, понимающую социологию, эвристику и т.д.
Беда в том, что традиционная парадигма уже не способна адекватно реагировать
на стремительно меняющуюся реальность (в мировоззренческом смысле), а постмодернистские (то есть разложение приобрело необратимы процесс) "модели" при всей своей современной гибкости, представляются искусственными гибридами, поскольку их питают инородные (западно-культурные) соки. Следовательно, пока эти чаяния не нашли выхода в сферу разума, они остаются аморфными и в действительной реальности - малоэффективными. "И колеблется русский человек между началом божественным и началом звериным, мимо начала человеческого" /Бердяев/.
Печальный опыт, когда некая идеологема олицетворяемая группой или персоной, подчиняла себе не только экономическую, финансовую и политическую деятельность, но и интеллектуальную, духовную жизнь граждан, оказался слабым противоядием от новой идеологемы, когда теперь уже «коллективное существо», полностью растворяет отдельных индивидов и несостоявшихся личностей (см. эффект производящей на личность современными идеалами "успешного человека", а также корпоративной этикой и т.д.).