Презренный и умаленный пред людьми муж скорбей, изведавший болезни, слезно молился Господу в опустелых развалинах древней церкви. И услышал он голос с небес:
- Разрушен дом Мой, восстанови его!
И оставил муж все дела и заботы свои, и стал он собирать камни и просил их у каждого встречного, чтобы восстановить стены. И смеялись над ним и говорили:
- Вот безумный взялся за труд не по силам своим!
Но знал он, что и самый долгий путь начинается с единственного шага, и носил камни к храму на спине своей, облаченный во вретище и подпоясанный веревкой, и жил подаянием, и спал в шалаше. И не слушал муж слова мудрецов мира сего, но внимал Господу, который делает глупостью знания мудрецов и утверждает изречение посланников Своих. И с помощью Божией и немногих помощников, посланных Им, восстановлен был храм в прежнем величии его, ибо воссоздать церковь можно всегда, если остался хотя бы единый камень, и врата ада не одолеют ее.
(Константин Филатов. Притча о церкви)
Может ли православие оказаться идеологическим заложником, по своей внутренней сути, светского государства? В нынешних условиях "неразвитой" демократии, а в действительности полном отсутствии таковой, в условиях отсутствия "зрелого" гражданского общества - возможность для плюрализма: мнений, идей и предложений выхода из наметившегося Тупика, может в реале обострить идеологическое противостояние. Очевидно, что дальнейшая либерализация и триумвиратная модернизация разваливающейся страны, способна спровоцировать такой ход событий.
Всем известно: Российская Федерация - светское государство, что закреплено в Конституции (ст. 14). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения ОФИЦИАЛЬНО отделены от государства и равны перед законом. Согласно положениям ст. 19 Высшего Закона, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности /см.
http://www.religiopolis.org/publications/2255-problema-osveschenija-v-smi-religioznoj-tematiki.html/Так что стратегический отход есть.
На фоне крайне-оптимистической статистики, по которой три четверти населения России считают себя православными (в силу национального признака), все более явственно проявляются факты говорящие о идеологическом расслоении общества, на два идейно антагонистических фронта (ревнителей православия и их противников). Да и от самой статистики идет соответствующий "душок", поскольку современные социологи до сих пор не могут договориться, кого считать православными. Нет критерия, по которому можно определять религиозность человека. Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один - два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 % (по некоторым данным порядка 3-5%)."Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг - кулич освятить, крещенской воды взять…" /см.
http://www.pravmir.ru/skolko-pravoslavnyx-v-rossii/ Понятно, что выход из "идейного кризиса" 90 - ых, для многих виделся в "виде транзитного рывка через "храмовые врата". Декларация спасения России и ее народа посредством возврата к вере (в Бога? в Русскую православную церковь? в патриарха? в "Русский мир"?) прозрачно присутствует сегодня в различных вариациях на всех уровнях информационного пространства. То, что очередная "панацея" слишком отчетливо смахивает на предыдущую с ее положением всем телом на "мудрость
КПСС", сразу заметили сравнительно немногие. Но сегодня, пусть и с большим запозданием таковых становится все больше, и винить подавляющее большинство соотечественников в чистосердечной наивности, с какой они увлекались на знакомую тропу надежды, непозволительно" /см.
http://www.civitas.ru/article.php?pop=0&code=1478&year=2011/.
В политическом смысле, церковь действительно сослужила хорошую службу и этот "козырь" (или кредит доверия) пока остается доминирующим. И действительно, в сегодняшней идеологической гонки, православие - лидирует. При этом, открытым остается вопрос: "сколь долго будет продолжаться этот пассионарный толчок и не вошли ли мы уже в инерционную фазу развития"? Поскольку получение жизненных благ "здесь и сейчас", куда как заманчивое - "потом и возможно" (в царство небесное, как известно кого попало не берут и редкие души достигают оного).
"Наши современники оказались подходящим материалом для общества потребления, их вполне устраивает сводить выбор жизненных ценностей к выбору в супермаркете и находить бытийный смысл в голливудском кино. Но сегодня обнажилась истинная душа народа - нет больше Гагариных, нет выигранных Олимпиад, сдав передовые позиции, Россия превратилась в страну третьего мира, - это мало кого заботит, эпоха застоя сменилась эрой обскурации" /см.
http://glfr.ru/biblioteka/elizaveta-aleksandrovazorina/rossija-i-vlast.html/.
Житейская невыносимость сегодняшних российских реалий столь очевидна, что вечные проклятые русские вопросы: Что делать? и Кто виноват? - вот-вот встанут на повестку сегодняшнего весьма тревожного дня. Как на этот вопрос ответит "политическая элита", думаю отвечать необходимости нет, а вот от того, как ответит православная церковь, полагаю и будет зависеть возможное...будущее!