Православная журналистика в лихие 90-ые годы Ч II

May 24, 2011 14:52



Война  в Югославии также всколыхнула негодование в обществе. «Пожалуй, именно среди верующих людей понимание трагедии единоверного сербского народа и сочувствие его страданиям особенно сильны. Самое ужасное последствие коммунистического периода- гражданская война, разгоревшаяся в Боснии и Хорватии при  разделении СФРЮ. Проблема возникла в связи с тем, что если этнически население и Боснии, и Хорватии достаточно однородно, то большинство верующих в Хорватии - католики, а в Боснии - мусульмане. Православные же сербы стремятся к созданию своих автономий и к более тесным контактам с самой Сербией. Самая горячая точка последних месяцев - центральная Босния, район Сараево, где между «мусульманской» Боснией и «сербской» Боснией идет настоящая война. Опасность состоит в том, что конфликт стал приобретать религиозную окраску, а это чревато обострением православно-католических и мусульманских отношений.» Далее сообщается о том, что многострадальное Сараево посетил Алексий . Целью его визита была встреча с  Патриархом Сербским Павлом, лидером хорватских католиков кардиналом  Кухаричем и лидером Боснийских мусульман. Однако последний проигнорировал встречу. Патриарх Алексий высказал мнение, что территориальные вопросы должны решаться за столом переговоров, «первоочередной же задачей является прекращение кровопролития.»/ «На земле обагренной кровью»// «Московский Церковный Вестник» №2(99) 1994/.  «Каждый день длящегося натовского самоуправления на Балканах - это не только новые человеческие жертвы и разрушения,- это еще и глумление над Россией, над нашей православной и славянской совестью, над прахом наших воинов, которые в сорок четвертом пали за освобождение Югославии. …несмотря на все призывы к миру, войсками НАТО совершено новое вопиющее преступление- бомбардировка центральной части Белграда, в ходе которой погибли мирные люди…поврежден храм во имя Святой Троицы - Подворье Русской Православной Церкви… Человекоубийство, а тем более осквернение святых мест являются вызовом Богу и человечеству и должны быть осуждены,» - заявил патриарх Алексий  / «Русь державная»№5,1999, с.3/.




Проблемы образования и воспитания поднимаются как на страницах массовых православных газет, так и в появившихся  православных журналах для детей, школьников и студенчества. Разложение и развращение общества несомненно влияет на среду, в которой растет, воспитывается и получает образование подрастающее поколение. Многие родители со страниц православных газет и журналов призывают  местные власти  идти на открытие православных школ и гимназий. Уже в 1990 г. родители обратились к правительству с призывом открыть религиозные школы, разрешить детям обучаться  религиозным дисциплинам, не дать им погибнуть и развратиться. /«Московский Церковный Вестник» №19(37) сент. 1990/. «Преподаватели духовных и светских высших учебных заведений обеспокоены утратой национальных традиций в философской, этической, психологической подготовке российских студентов. Пришло время объединить усилия духовных и светских педагогических авторитетов». Далее автор статьи сообщает о совместном документе между Министерством образования РФ, отделом религиозного образования и катехизации Московской Патриархии и Православным Педагогическим обществом - «Стороны  договорились содействовать инновационным программам, направленным на развитие духовности и образования России. С болью говорили участники совещания о глубоком нравственном кризисе, который переживает наша страна, об участившихся самоубийствах в среде молодых людей. Сетовали на телевидение. Его может купить для своих проповедей любой шарлатан из-за рубежа» (№3 МЦВ 1994). «Надо обязательно начинать вводить православные дисциплины для желающих. Сейчас закон об образовании позволяет родителям потребовать от директора предоставить помещение для занятий со священником в неурочное время - говорит в интервью  газете «Русь Державная» директор Православной классической гимназии в Ховрино И.А. Бузин, - Ничего плохого не вижу в том, что дети будут изучать историю Церкви, историю Православия на Руси» (№9,1999). «Гуманитарное образование  выпускников школ деформировано и ущербно. Люди со средним (и высшим) образованием не только религиозно невежественны, но оказываются неспособными  воспринять и понять духовные истоки русской культурной традиции. Все что хранится в памяти,- это несколько имен и событий, …но в массовом сознании…эти события и имена являются «пустыми» нераскрытыми символами…в школьные программы введен курс религиоведения…Однако если мы посмотрим на недавно вышедший учебник для средней школы, то легко обнаружим знакомые черты «научного атеизма»….Исключение из светского образования духовного просвещения, раскрывающего суть православия как религиозной национальной традиции лишает их свободы выбора» /прот.В.Попов. «Духовное просвещение в светской школе//«Русь державная» №8 2000.С.6 /. Православная общественность  возмутилась введением в программу школ предметов о половом воспитании : «года полтора назад, когда началась широкая дискуссия вокруг проблемы полового воспитания школьников, мы предположили, что столь грубое насилие над нашей культурой, в которой, как известно, тема секса строго табуирована, вызовет острую реакцию общества… Когда родители поняли, что скрывается за словами о борьбе с подростковыми абортами, СПИДом …они стали протестовать и объединяться. Во многих городах созданы комитеты в защиту семьи» («Русь державная»№1, 1999г. «Уберечь детей от растлителей -родительский долг!»). «Русский дом» поместил в одном из своих номеров рассказ американки русского происхождения о том, по какой причине она обучает своих детей в России. Одна из причин - антихристианская направленность обучения в США, полная бездуховность. «Америка стала неудобной для проживания в ней христиан». Российская школа пока еще сохраняет свое нравственный и духовный потенциал, но это только пока. Американизация  или говоря откровенным языком - развращение общества  идет полным ходом, особенно в крупных городах России, устоит ли школа? Покажет время. Буквально с первых своих номеров все православные издания стали говорить о  росте детской беспризорности и преступности.   «Пожилые люди на улицах, просящие милостыню… Сегодня настало время невиданных соблазнов: блуд, насилие, сребролюбие, пьянство, наркомания - стали обычными пороками… Настроение общего апокалипсиса, предчувствия близкого конца времен очень сильны. Пожилые люди, на которых всегда держалась Церковь, вышли на улицы городов, чтобы опять принести ей пользу, дав нам возможность проявить христианство» (М.Дудко «Московский церковный вестник»,№14-15 . С.1).  «На свет появляется все меньше детей, доля пожилых людей стремительно растет. Число родившихся за девять месяцев этого года у нас в стране сократилось по сравнению с тем же периодом прошлого года на 148 тыс. человек. «Безумцы» - говорят сейчас про многодетных родителей, не замечая, что на таких безумцах мир и держится». «573 тысячи детей,  оставшихся без попечения родителей, 546 тысяч безнадзорных детей, детей беженцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 миллиона детей нигде не учатся и не работают…по неофициальным данным в России 4 миллиона беспризорных детей…на конец прошлой войны во всем Советском Союзе было 678 тысяч сирот. Ныне только в одной Российской Федерации их 543 тыс., и прирост идет по 80-90 тыс. таких детей в год. Детские Дома в России переполнены…. Положение таково, будто страна находится в состоянии войны…Ухудшается здоровье детей…по России идет агрессивное наступление детского туберкулеза. Очень помолодела венерическая ситуация…только в 1997 году в стане было убито 2000 детей. И столько же стали убийцами / «Русь державная» №5 ,1998 г/. «Одна Россия теряет от абортов ежегодно людей больше, чем во время второй мировой войны…Ежегодно число россиян уменьшается более, чем на миллион человек. Если массовому детоубийству не будет положен предел, через 25-30  лет российский город постигнет судьба российской деревни, в нем не будет слышно детского смеха. Главной причиной детоубийства является не экономическая разруха, а оскудение любви в обществе»./ «Московский Церковный Вестник» №18-19, 1992/. С беспощадным осуждением аборта выступили не только крупные издания, многие приходские газеты также посчитали своим долгом открыть глаза обществу на эту трагедию современности. «Русские женщины, когда ваших детей убивали в Афганистане , вашему возмущению не было предела… А здесь гибнут ежедневно 13 тысяч- целая дивизия! - гибнут в мучениях самые беззащитные. Не способные даже позвать на помощь…Родные! Заключим скорее мир с Господом и детьми нашими - перестанем Первого прогневлять, а последних убивать. («Воскресение» №1(11), 1998). «В книге греческого митрополита Мелетия «Аборты» приводятся слова итальянского адвоката, сказанные еще сто лет назад: «Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет  считаться делом обычным и абсолютно приемлемым». И с нами это произошло» / «Благовест Радонеж», май. 2000 г. /.




«Наркобизнес, наркотики, наркомания… слова, которые звучат сейчас всюду…Органы МВД нуждаются в помощи Церкви и приветствуют все ее инициативы, направленные как на борьбу с преступностью, с наркоманией. Так и на нравственное совершенствование людей. РПЦ один из соучредителей  Российского Фонда по борьбе с наркоманией…Сейчас сняты все ограничения для посещения колоний, как священнослужителями, так и мирянами» («МЦВ», №26 дек. 1990). От проповеднических воззваний церковь переходит и к конкретным делам. Появляются сообщения о делах милосердия и благотворительности. Открывается школа сестер милосердия в Москве /«МЦВ» №22 окт. 1990/, открываются православные приюты. «В основном у нас живут брошенные дети, сирот среди них немного.… Мы учим их не делать зла ближнему, относиться друг к другу с кротостью, терпимостью, смирением. Дети тянутся к вере… по собственному желанию» /Православный дом брошенных детей // «МЦВ» №9-12, 1996/.  Создаются с Божьей помощью Дома милосердия /Лик на просветлевшей иконе// «Русский дом», №2, 1998, с.16/. В светской прессе появляются статьи, признающие необходимость присутствия духовенства в армии  /НГ- религии 28.08.97 с.8/, в местах заключения. В России возникают различные союзы, нередко повторяющие названия дореволюционных религиозных союзов, так   православное воинство, казачество объединилось в союз Архангела Михаила. Задачи Союза Архангела Михаила таковы:

1. Восстановление единой и неделимой России, и в первую очередь- России, Украины и Белоруссии.

2.Содействие канонизации царственных мучеников, их соборному прославлению

3. Воцерковление воинов армии. Флота, а также работников правоохранительных структур

4.Защита Православия, чести и достоинства русского народа /«Русь Державная»№2 ,1999/

Союз православных граждан включает в себя более 60 организаций /«Радонеж» окт. 1997/

Социальное служение Церкви приобретает все большие масштабы. Православная пресса пишет о  православных реабилитационных центрах  для наркоманов и алкоголиков, о детских центрах адаптации, о создании  общественного комитета «За нравственное возрождение отечества», комитета по спасению молодежи, в который вошли родители, детей ушедших в секты, о доброй миссии священников, пришедших служить в места заключения /«Православная Москва», №12 сент. 1994/. Кроме того Церковь начинает взаимодействовать с вооруженными силами России. «Церковь и армия после семидесяти лет узаконенного государством безверия делают в наше время первые шаги навстречу друг другу…Российская армия и флот сегодня как никогда нуждаются  в формировании духовного потенциала. «Мы пришли к выводу,- пишут родители Святейшему Патриарху,- что общение солдат с духовенством дает только положительные результаты. Мы просим Вас разрешить постоянное присутствие в Вооруженных Силах священнослужителей» /«Православная Москва»,№15, ноябрь 1994/. Газета «Радонеж» сообщает об открытии факультета православной культуры в Академии ракетных войск стратегического назначения  / «Радонеж» №21-24 окт. 1996 /. Во время военных действий в Чечне РПЦ, используя  православную периодику,  обращалась за поддержкой к  верующим, и организовала гуманитарную помощь  российским бойцам и чеченскому  населению. Православные издания постоянно печатают письма из мест заключения, это письма людей уверовавших в Бога: «большинство из них организовали в своих зонах молитвенные дома. Они пишут нам и просят о помощи: литературой, бумагой, конвертами, теплыми вещами, иногда добрым словом» /«Радонеж» №33 дек. 1996/. Исходя из всего этого не удивительно, что Церковь становится для многих людей путеводителем в жизни, а порой и последней надеждой и пристанищем. «Социологические опросы выявили, что Церковь продолжает оставаться самым уважаемым общественным институтом, опережая армию, парламент, президента» /«Православная Москва» №3 янв. 1995/. Острая полемика возникла в средствах массовой информации в связи с демонстрацией фильма  Скорсезе «Последнее искушение Христа». В защиту демократии и свободы, а соответственно против позиции верующих людей выступили такие издания, как Известия (11 и 25.11.97), Московские новости (№45 и 47,97), Комсомольская правда (11.11.97), Независимая газета (5.11; 02.12.97). Новые известия(26.11 и 02.12.97). «Доводы со стороны церковной общественности, заявления Священного Синода никто, кроме узкого круга столичных читателей малотиражной церковной прессы, не знает. Они попросту нигде не печатались. Как это не парадоксально, но то коллективное сознание, которое выражает НТВ и поддерживающие его СМИ, готово грудью броситься на амбразуру за «права человека», если, например речь идет о защите прав сексуальных меньшинств, поскольку право оно понимает, как право на своеволие. Права верующих людей оно защищать никогда не будет, так как любая традиционная религия, так или иначе ограничивает своеволие и ставит вопрос о нравственности слишком прямолинейно…. По мнению «демократической» печати, противостояние Церкви и НТВ «закончилось победой здравого смысла» (Известия,11.11.97). Но сколько раз перед лицом Вечности «здравый смысл», рассчитанный на сиюминутную прибыль, в конце концов терпел поражение. Заявление Патриарха заканчивается цитатой из Евангелия: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18,7) /В. Вигелянский. Победил ли здравый смысл?// «Православная беседа»  №1, 1998/.

Продолжение следует....

публицистика, религия, история, православие в России, журналистика

Previous post Next post
Up