Начало последнего десятилетия уходящего ХХ века отмечено нестабильностью в обществе, ломкой общественного сознания, тенденциями к распаду державы СССР. «Страну захлестывает кровавая петля: Сумгаит, Тбилиси, Баку, Душанбе, Ош… В годы перестройки потоком льется кровь людей» / «Путь» №1, 1990/. В тоже время активизируются различные общественные организации, партии, само гражданское население. Люди принимают участие в митингах, снимают с пьедесталов коммунистических идолов, начинается рост национального самосознания. В обществе открыто начинают говорить на темы, которые были под запретом. В победоносной России, противнице фашизма, появились фашистские партии, в стране, где никогда «не было секса», появились голубые и розовые Словарный запас русского человека пополнился такими иностранными словами, как бизнес, маркетинг, менеджмент, реклама, акции, секс, киллер, сникерс, пепси, макдональдс и т.д. Распад Союза, появление президентской должности, демократические лозунги - все это способствовало изменению обстановки внутри общества. Газеты и журналы с новыми названиями и яркими обложками, с новым смыслом и новой манерой подачи информации стали проситься в руки, дразня глаза и воображение. Однако на газетных лотках и киосках по-прежнему невозможно было увидеть православное издание. За исключением, пожалуй, «Московского Церковного Вестника», который стал выходить как приложение к газете « Московская Правда». Это издание и появившиеся несколько позднее «Православная беседа», «Православная Москва», «Радонеж», «Русский дом» стали претендовать на роль массовых изданий. Остальные издания распространялись преимущественно внутри церкви, через приходы, монастыри и духовные учебные заведения; и в силу экономической нестабильности не могли появиться на глаза массовой аудитории. Массовые православные издания содержали универсальную информацию, то есть политические новости, проблемные социальные статьи, поднимали вопросы об образовании, биоэтике, глобализации и т.д.
В 90-м году в государственные законодательные органы избирается и священство, церковная печать сообщает о выступлениях депутатов-церковников, подробно освещается проект и принятие закона о свободе слова и религиозных организациях. Читая газеты этого периода, можно отметить с каким напряжением и вниманием православные люди следили за этим особо значимым событием. «Впервые в истории принят гуманный закон о свободе совести» - пишет «МЦВ»(№22(40) окт. 1990). С принятием этого закона Церковь открыто стала обсуждать текущие события и проблемы. Начало 90-ых в первую очередь отмечено локальными и внешними политическими конфликтами. Церковь уже могла возвысить свой голос и сделала это. 4 октября 1993 года, когда началось противостояние у стен Белого дома, когда западные журналисты, как на шоу, смотрели на бой между русскими, а российские СМИ «защищали» демократию. Церковь единственная призывала к прекращению кровопролития, к диалогу между враждующими сторонами. Русские убивали русских, как всегда, за политическую идею. «Смута, в которую погрузилась Россия, побуждает нас возвысить свой голос во имя жизни и мира наших братьев и сестер»… «Не прозвучало ни плача, ни ужаса, ни покаяния, не объявлен всенародный траур («Православная Москва» №4, 1993). Особенное внимание Церковь уделяла конфликтным ситуациям на Украине, в Чечне, в Югославии.
Нестроения на Украине имели давнюю историческую почву, вновь с новым поворотом истории столкнулись интересы католиков православного обряда и православных. Новая независимая от России власть стала устанавливать новые порядки, католики стали отбирать православные храмы, изгонять православное духовенство, иногда насильственным путем. Не помогла урегулированию конфликта встреча в Москве представителей Ватикана, Московской Патриархии, Украинского Экзархата (УПЦ) и УГКЦ (униаты). Переговоры вновь зашли в тупик, так как униаты отказались возвратить отобранные у православных храмы./ «Журнал Московской Патриархии», №1, 1991. С.6/. «Вселенский Патриархат выражает глубокую скорбь в связи с продолжающейся недопустимой тактикой украинских католиков восточного обряда по насильственному захвату святых храмов, которыми доныне пользовались православные» ( К событиям на Западной Украине №26 (44) дек. 1990). Однако увещевания и выражения скорби, ни соглашение между сторонами не возымели действие, сложная обстановка сохраняется и в течение последующего десятилетия. «Во многих приходах не поминают патриарха Алексия. Священники живут под постоянной угрозой расправы над ними и их семьями. Жизнь православного священника в Галичине - подвиг исповедника». (Православие - это подвиг// «Православная Москва», №11,сент. 1994. С.5). «На протяжении последнего десятилетия греко-католиками- униатами на Западе Украины - захвачено более 1000 православных храмов, в результате чего практически разгромлены три православные епархии: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. Со стороны папы римского ни разу не прозвучало осуждение действий греко-католиков. Поэтому его визит закрепит несправедливость, даст повод для усиления униатской агрессии, а значит, обострит межконфессиональные отношения и нарушит гражданский мир на Украине. Съезд славянских народов поддерживает призыв Украинской Православной Церкви перенести визит римского понтифика до полного урегулирования проблем, вызванных давлением греко-католиков на Православие на Западной Украине и в целом католической экспансией на канонической территории Московского Патриархата».-сообщает десять лет спустя «Русский Вестник» /№24-26,2001/.
Начало и половина 90-х отмечены пристальным вниманием общества к войне в Чечне. Православные издания не замедлили выразить свое отношение к чеченской трагедии. Статьи и репортажи с места кровавых событий занимают первые полосы газет. «Пусть Грозный станет мирным»- это статья - поиск ответов на волнующие общество вопросы. Кто виноват в войне, знают ли солдаты за что они погибают, почему оснащение войск оставляет желать лучшего, почему между частями войск нет нормальной связи, что вызывает гибель людей? «Центральный военный госпиталь внутренних войск МВД Российской Федерации…сюда непрерывно поступают раненные из Чечни… Сегодня маленькая кавказская республика стала «фабрикой смерти» Почему идет война? Такой вопрос мы задавали почти всем солдатам…Ребята ответа не знают. Солдаты вооружены в основном укороченными автоматами Калашникова. Для ведения уличных боев они не пригодны. В глазах парней даже до боя стоит смерть. Они - «пушечное мясо» для генералов. Неудивительно, что потери российских войск в Чечне за отдельный отрезок времени выше, чем в Афганистане…Население ведет себя очень коварно». Автор статьи Ф.Порет задает вопрос, что происходит- защита целостности России или идет очередной раздел пирога с начинкой из чеченской нефти? /Московский Церковный Вестник, №2(109) 1995/. «Боже, останови безумствующих» - с таким заголовком вышла статья, вызванная событиями в г. Кизляр. «Православные верующие, да и все честные люди потрясены событиями связанными с войной в Чечне. Недавно в г. Кизляре дудаевцы захватили роддом и поликлинику, принесли кровь и страдание на землю Дагестана». Далее повествуется о том, что в заложники захвачены два православных пастыря, которые помогали вызволять из плена российских солдат, сопровождали гуманитарную помощь/»МЦВ»№1(114) 1996/. «Подлые взрывы во Владикавказе, Буйнакске, Москве и Волгодонске, унесшие жизни детей, женщин, стариков, приковали внимание общества к террористам и бандформированием, с территории Чечни угрожающим югу России… Нынешнее бандитское всевластие в этой части Северного Кавказа становится понятным, когда вспоминаешь события последних десяти лет. В конце 80-ых с благословения Ельцина суверенизация охватила все республики РФ...Чечня получает собственную границу, держит под контролем нефтепроводы и крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод…возникновение независимой Ичкерии» было спровоцировано прежде всего политическими интриганами в Москве. …Трижды русская армия, преодолевая предательство военно-политического руководства …была близка к победе. И трижды ее заставляли отходить…террористы убили к лету нынешнего года тысячи граждан России и еще тысячи стали рабами в «Ичкерии». Это ведь тоже результат особых отношений московской власти, лично господ Лебедя и Черномырдина с «товарищем Басаевым» и ему подобными. /«Русь Державная» №9,1999 г./
Продолжение следует....