"Рим, 11 часов". Кто виноват в гибели девушки

Jul 20, 2018 00:51




Еще тогда, когда девушки скопились перед воротами дома, стало ясно, кто виноват. Итальянский неореализм как-то очень актуален в наше время и не только в нашей стране. Есть различия, наверное, существенные. Если двести человек приходит по объявлению о работе, занимают очередь с ночи, то понятно, что искать виновных следует среди тех, кто способствовал созданию такой ситуации.

Ведь не только Италия была разрушена после Второй мировой войны. А это уже и не первый год после неё. Само некиношное, а вполне реальное, событие случилось в 1951 году. Во многих странах жили очень бедно, но далеко не во всех безысходно. А тут просто веет безвыходностью. Ничего не напоминает? Мне напоминает. Неужели в разрушенной стране нет работы? Такое возможно? Я не знаю, в какой момент Италия стала восстанавливаться и когда туда "потекли инвестиции". Проблема в том, что когда "не текут", жизнь необходимо менять.

Милые люди: девушки и женщины, их мужья и друзья, полицейские и пожарники - готовы прийти друг другу на помощь во время катастрофы, а вот жизнь перестроить, чтоб солидарность пронизывала общество, не в состоянии. Это как раз тот случай, когда святость отдельного человека и даже множества человек не поможет. Нужна святость общества. И она особенно нужна в трудные времена.

В картине ни одна из соискательниц работы не вызывает отторжения. Они все симпатичны. Зритель лишен возможности выбрать какую-то в ущерб другим и следить только за ее судьбой, не думая про остальных. У каждой женщины своя трагедия, своя сердечность и проявления солидарности. Как они вместе запели на лестнице!

Родители Симоны - чуждый и чужой мир, хозяева жизни. Дело не в том, что они плохие. Просто они относят себя к другой породе людей. Разделение подчеркнуто сценой у лифта: прислуге лифтом пользоваться не разрешается. Интересно наблюдать за людьми, которые являются своего рода посредниками между разными мирами. В данном фильме это следователь. Журналист (возможно по собственному недоразумению) относит себя к высшему кругу, а вот следователь - нет. Сидит ли он на двух стульях, или это как-то по-другому можно описать, но он точно понимает, что происходит. Он чувствует людей, которые пришли искать работу. В то же время из-за относительно высокого статуса он на равных и с архитектором, и с журналистом, и с домовладельцем.

Итальянский неореализм начинался в том числе и с картины о войне "Рим - открытый город". Если сравнивать два фильма, можно увидеть, что во время войны меньше безысходности. Скорей всего, сильно беднее, но жизнь освещена и освящена будущей победой, ради которой люди борются и идут на смерть. Во время той войны в Италии все было плохо: зверства оккупантов, бедность, смерть. Победили. Необходимо отметить, что итальянцы боролись с фашизмом вполне серьезно. Муссолини был свергнут в 1943 году. Гитлеровцам пришлось отбивать Рим. Вполне можно вести речь об Италии, сражавшейся с фашизмом. Но бедствия войны не создают такую гнетущую атмосферу, которая ясно представляется в конце фильма "Рим, 11 часов" после слов девушки, что место еще не занято и она надеется получить его.

Множество красноречивых свидетельств сходства ситуаций в нашей стране с Италией начала 50-х, но жизнь подкидывает новые. Пенсионная реформа вполне может привести к тому, что на одно объявление о работе будут приходить по 200 человек. Ведь реформа не про пенсионеров, а про разные круги людей. Есть круг, чье имущество в любые времена неприкосновенно, даже в тяжелые. А есть те, которым вменяется заплатить за все. Не смогут выжить? Ну что ж поделать. Ничего личного... И, правда, ничего.

Будут ломаться лестницы от очередей желающих найти хоть какую-то работу? Возможно. Есть, правда, один нюанс. Для того, чтоб трещали хотя бы лестницы, у людей должна быть жизненная сила, когда работа и жизнь нужны до зарезу. Но ведь возможны варианты, когда люди будут просто опускаться и тихо умирать. И в этом может быть существенная разница между нынешним временем и послевоенной Италией. У всех девушек в картине Джузеппе Де Сантиса энергия бороться есть. Они могут впадать в отчаяние периодически, но потом опять выходят бороться за свою жизнь. И этому нам необходимо заново научиться. Правда, при этом необходимо помнить, что борьба только за свою жизнь бесперспективна. Нужно государственное проявление солидарности - не между богатым и бедным - это фикция, - а военный коммунизм. И если наше правительство предрекает нам трудные времена ради рывка, то пусть помнит, что контролируемые трудные времена (военный коммунизм) сохраняют гораздо больше шансов преодолеть трудности, чем неконтролируемые (бунт).

Итальянский неореализм, Кино

Previous post Next post
Up