Еще тогда, когда девушки скопились перед воротами дома, стало ясно, кто виноват. Итальянский неореализм как-то очень актуален в наше время и не только в нашей стране. Есть различия, наверное, существенные. Если двести человек приходит по объявлению о работе, занимают очередь с ночи, то понятно, что искать виновных следует среди тех, кто способствовал созданию такой ситуации.
Ведь не только Италия была разрушена после Второй мировой войны. А это уже и не первый год после неё. Само некиношное, а вполне реальное, событие случилось в 1951 году. Во многих странах жили очень бедно, но далеко не во всех безысходно. А тут просто веет безвыходностью. Ничего не напоминает? Мне напоминает. Неужели в разрушенной стране нет работы? Такое возможно? Я не знаю, в какой момент Италия стала восстанавливаться и когда туда "потекли инвестиции". Проблема в том, что когда "не текут", жизнь необходимо менять.
Милые люди: девушки и женщины, их мужья и друзья, полицейские и пожарники - готовы прийти друг другу на помощь во время катастрофы, а вот жизнь перестроить, чтоб солидарность пронизывала общество, не в состоянии. Это как раз тот случай, когда святость отдельного человека и даже множества человек не поможет. Нужна святость общества. И она особенно нужна в трудные времена.
В картине ни одна из соискательниц работы не вызывает отторжения. Они все симпатичны. Зритель лишен возможности выбрать какую-то в ущерб другим и следить только за ее судьбой, не думая про остальных. У каждой женщины своя трагедия, своя сердечность и проявления солидарности. Как они вместе запели на лестнице!
Родители Симоны - чуждый и чужой мир, хозяева жизни. Дело не в том, что они плохие. Просто они относят себя к другой породе людей. Разделение подчеркнуто сценой у лифта: прислуге лифтом пользоваться не разрешается. Интересно наблюдать за людьми, которые являются своего рода посредниками между разными мирами. В данном фильме это следователь. Журналист (возможно по собственному недоразумению) относит себя к высшему кругу, а вот следователь - нет. Сидит ли он на двух стульях, или это как-то по-другому можно описать, но он точно понимает, что происходит. Он чувствует людей, которые пришли искать работу. В то же время из-за относительно высокого статуса он на равных и с архитектором, и с журналистом, и с домовладельцем.
Итальянский неореализм начинался в том числе и с картины о войне "Рим - открытый город". Если сравнивать два фильма, можно увидеть, что во время войны меньше безысходности. Скорей всего, сильно беднее, но жизнь освещена и освящена будущей победой, ради которой люди борются и идут на смерть. Во время той войны в Италии все было плохо: зверства оккупантов, бедность, смерть. Победили. Необходимо отметить, что итальянцы боролись с фашизмом вполне серьезно. Муссолини был свергнут в 1943 году. Гитлеровцам пришлось отбивать Рим. Вполне можно вести речь об Италии, сражавшейся с фашизмом. Но бедствия войны не создают такую гнетущую атмосферу, которая ясно представляется в конце фильма "Рим, 11 часов" после слов девушки, что место еще не занято и она надеется получить его.
Множество красноречивых свидетельств сходства ситуаций в нашей стране с Италией начала 50-х, но жизнь подкидывает новые. Пенсионная реформа вполне может привести к тому, что на одно объявление о работе будут приходить по 200 человек. Ведь реформа не про пенсионеров, а про разные круги людей. Есть круг, чье имущество в любые времена неприкосновенно, даже в тяжелые. А есть те, которым вменяется заплатить за все. Не смогут выжить? Ну что ж поделать. Ничего личного... И, правда, ничего.
Будут ломаться лестницы от очередей желающих найти хоть какую-то работу? Возможно. Есть, правда, один нюанс. Для того, чтоб трещали хотя бы лестницы, у людей должна быть жизненная сила, когда работа и жизнь нужны до зарезу. Но ведь возможны варианты, когда люди будут просто опускаться и тихо умирать. И в этом может быть существенная разница между нынешним временем и послевоенной Италией. У всех девушек в картине Джузеппе Де Сантиса энергия бороться есть. Они могут впадать в отчаяние периодически, но потом опять выходят бороться за свою жизнь. И этому нам необходимо заново научиться. Правда, при этом необходимо помнить, что борьба только за свою жизнь бесперспективна. Нужно государственное проявление солидарности - не между богатым и бедным - это фикция, - а военный коммунизм. И если наше правительство предрекает нам трудные времена ради рывка, то пусть помнит, что контролируемые трудные времена (военный коммунизм) сохраняют гораздо больше шансов преодолеть трудности, чем неконтролируемые (бунт).