Когда еще планировалась поездка школьников из ЛНР в Москву, мы размышляли, как сделать программу насыщенной и интересной. Как бы мы ни дискутировали, посещение Кремля и Третьяковской галереи сомнению не подвергалось. К Третьяковской галерее мы готовились особенно тщательно. Ребятам заранее были посланы презентации с описанием творчества некоторых художниках, подлинники которых они потом могли увидеть. Я дважды перед этим посетил Третьяковку: один раз с
экспертом, один раз
c товарищами, которые тоже потом приняли участие в ознакомлении ребят из ЛНР с шедеврами русской живописи. Почти все дети были и первый раз в Москве и первый раз в Третьяковке. Обычно больше полуторачасов неподготовленный человек не выдерживает.
В зале Василия Тропинина
Но правило полутора часов не работает с девчонками из Миусинской школы №19. Они были внимательны, собраны и серьезно заинтересованы все три часа, в течение которых открывали для себя русское изобразительное искусство.
Очень большое впечатление на детей произвели залы древнерусского искусства. Может быть потому, что мы с них начали. Древнерусское искусство охватывает период от принятия христианства на Руси по XVII век включительно. Кто-то из ребят впервые узнал, что иконы пишутся по строгим канонам.
Нам удалось проследить, как отразился в русском искусстве, период монгольского завоеввания. Для того, чтоб понять то время, соприкоснуться с ним, увидеть его трагедию и величие мы посоветовали школьникам посмотреть
фильм "Андрей Рублев". К сожалению, сейчас активно навязывается кино, лишенное всякого смысла. На подлинные шедевры киноискусства необходимо специально обращать внимание подрастающего поколения.
Знакомство с иконами кисти Андрея Рублева
В зале Карла Брюллова
Художники XIX века поражают своим живописным мастерством. Один из самых искусных художников, который отличался блестящей академической выучкой - Карл Брюллов.
Педагоги, которые тоже впервые попали в Третьяковку, перед величественной картиной кисти Александра Иванова "Явление Христа народу"
Василий Суриков. "Боярыня Морозова"
Картины Василия Сурикова дышат историей. Это не только живописные шедевры, это и, своего рода, страницы летописи страны. Возможность окунуться в эпоху и пережить то, что чувствовали люди, во время казни стрельцов, в буквальном смысле слова, отпечатывает историю в сознании. Потом попробуй забыть, кто такая была царевна Софья, как Петр Первый приходил к власти или что такое раскол.
Вера Мамонтова смотрит но свою сверстницу из XXI века
В зале Серова мы смотрели не просто портреты. Мы видели характеры людей, которых изображал художник. Многие представители знати и хотели заказать у него свой портрет, и, в то же время боялись этого. Слишком точное изображение характера пугало.
В зале Михаила Врубеля
Картины гения "Царевна-Лебедь", "Демон сидящий", "Демон поверженный", панно "Принцесса Греза", триптих к Фаусту не оставили ребят равнодушными. Не все их поняли и приняли. С первого раза это может быть и нелегко. Но задачу объять необъятное мы и не ставили. Мы сделали попытку вызвать интерес к изучению родной истории и культуры. Надеемся, что у нас это получилось. Мы намерены продолжить общение с ребятами.