Возможно ли на каком-то историческом этапе объединение всех антибуржуазных сил, включая аристократию и пролетариат? Не это ли произошло в России во время Великой Октябрьской социалистической революции.
Франсуа Рене де Шатобриан
- Французский аристократ, яростный монархист, ненавидевший Французскую революцию.
- При Наполеоне служил на дипломатическом поприще. Ушел в отставку, не согласившись с убийством герцога Энгиенского.
- После реставрации Бурбонов стал пэром Франции и крупным дипломатом и даже успел побыть министром иностранных дел. После июльской революции 1830 года порвал свои отношения с властью.
- Шатобриан - борец с революцией, но думающий, не прямолинейный. Его характеристика революции отличается глубиной:
- «В обществе, которое распадается и складывается заново, борьба двух гениев, столкновение прошлого с будущим, смешение прежних и новых нравов создают зыбкую картину, которая не дает скучать ни минуты. На свободе страсти и характеры проявляются с такой силой, какой не знает город с упорядоченной жизнью»
- «Все восхищались деянием, которое следовало осудить, несчастным случаем. И никто не понял, что взятие Бастилии, это кровавое празднество открывает новую эру, в которой целому народу суждено переменить нравы, идеи, политическую власть и даже человеческую природу».
- «Большинство придворных в конце царствования Людовика XV и во времена правления Людовика XVI, известных своей безнравственностью, встали под трехцветные знамена... Что за люди и в какую эпоху! Когда Революция вошла в силу, она с презрением отвергла ветреных предателей трона; прежде ей нужны были их пороки, теперь потребовались их головы»
Жак Николь Огюстен Тьерри
- Французский историк романтического направления. Один из основателй французской историографии.
- В юности зачитывался Шатобрианом и Вальтером Скоттом ("Айвенго").
- Несмотря на свое увлечение сочинениями антибуржуазных роялистов, сближается с утопическим социалистом Сен-Симоном - главным предтечей марксизма.
Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон
- Основатель школы утопического социализма.
- В 13 лет заявил об отказе от христианских ритуалов, за что был посажен отцом в тюрьму Сен-Лазар.
- Став взрослым, принял участие в борьбе североамериканских колоний против Англии.
- Участовал в разработке крупных индустриальных проектов, например, трансамериканского канала, который должен был соединить Тихий и Атлантический океаны.
- Во время Французской революции выступил за уничтожение дворянских титулов и привилегий.
- За недостаточную радикальность был посажен в тюрьму Робеспьером. После казни Робеспьера вышел на свободу.
- Занимался развитием физико-математических наук.
- За призыв к промышленникам, нести обязательства перед пролетариатом, снова попал в опалу, в этот раз у буржуазии.
- Социалистическая теория Сен-Симона постепенно завоевывала умы.
- Никогда полностью не отвергал религию.
- «Думают, что всякая религиозная система должна исчезнуть, потому что доказана дряхлость католицизма. Это глубокое заблуждение; религия не может покинуть мир, она только переменяет вид. <...> Вся моя жизнь резюмируется в одну мысль: обеспечить людям свободное развитие их способностей. <...> Участь рабочих будет устроена; будущее принадлежит нам»
- Хочется обратить внимание на то, что "красный граф" отождествлял себя с пролетариатом.
Анти-буржуазность
- Аристократизм Сен-Симона порождал отвращение и ужас перед пришествием буржуазии и побуждал антибуржуазных аристократов поддерживать антибуржуазных рабочих.
- Гейнцен обвинял Маркса в попытках "дружить против кого-то", а именно против буржуазии. По большому счету Гейнцен ошибался, но какие-то основания для подобной ошибки, особенно при желании эту ошибку совершить, у Гейнцена были. Вот цитата из Манифеста коммунистической партии:
- «Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой».
- Возникает вопрос, не было ли в Русской революции чего-то духовного, позволяющего говорить о союзе антибуржуазной аристократии и пролетариата.
Идеи общественного устройства Сен-Симона
- Вместе с Огюстеном Тьери Сен-Симон написал работу «Реорганизация европейского общества», в которой выдвигались идеи создания единого общеевропейского государства и превращение его в субъект осуществления крупных небуржуазных ("нерыночных") инфраструктурных проектов. Эти проекты должны были создавать предпосылки для нового справедливого общественного устройства.
- Сен-Симон последовательно защищал все трудящиеся сословия, называя их "индустриалами"; не соглашался с утверждением, что политическая свобода есть высший идеал; показывал, что содержанием буржуазных отношений является голый эгоизм; противопоставлял идее голого эгоизма идеи братства и равноправия.
- Ради воплощения идей братства и равноправия Сен-Симон полагал возможным союз королевской власти с рабочими.