"А тот роскошный прошлый "я" - теперь всего лишь тень моя,
мечта и греза.
Не суперкласс и гиперблеск, а сверхконфуз и гран-гротеск.
Метампсихоза"
Михаил Щербаков
Григорий Козинцев и Леонид Трауберг - основатели и руководители «фабрики эксцентрического актера» ФЭКС. Это была настоящая мастерская, где будущие мэтры кинематографии осваивали актерское и режиссерское мастерство. ФЭКС дал путевку в жизнь многим мастерам советского киноэкрана. Среди них Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Алексей Каплер, Олег Жаков и многие другие.
Юношеский задор «детей-основателей», постоянная тяга к экспериментам, желание разрушать стереотипы, может и не позволила в это время создать выдающихся киношедевров, но очень многое дала своим ученикам. На момент появления ФЭКС Леониду Траубергу было 20 лет, а Григорию Козинцеву - 18. Чем не возраст для того, чтоб руководить фабрикой по производству актеров?
Помимо непосредственно актерского мастерства молодежь обучалась акробатике, боксу, фехтованию.Фильмы, снятые ФЭКС, трудно понять, если не знать, что один из основных принципов, которому следовали при создании картин, был остранение
.
«ОСТРАНЕНИЕ - термин эстетики и философии искусства 20 века, фиксирующий комплекс художественных приемов (буффонада, гротеск, парадокс и др.), при котором выразительность изображаемого разрушает привычные стандарты восприятия». Термин впервые был введен Виктором Шкловским, который объяснял, что целью остранения является вывод вещи из автоматизма восприятия.
Картина «Шинель» по сценарию Юрия Тынянова, который дополнил повесть Гоголя своими сценами, насыщена кадрами с неестественным, преувеличенным поведением персонажей. Хочется отметить отменную игру Андрея Костричкина, сыгравшего Акакия Акакиевича. Вполне респектабельный, но не очень уверенный в себе молодой человек в начале фильма и абсолютно забитый после перенесенного унижения. Эта особая походка совсем-совсем маленького, ощущающего свою никчемность человека, наверняка, плод творческого поиска, присущего ФЭКС. Чтоб так подолгу ходить, надо быть очень тренированным.
Нельзя сказать, что монтаж фильма какой-то особенный, но он подчинен содержанию, помогая раскрыть его. Очень удачная сцена с течением времени. На следующий день после перенесенного унижения Акакий Акакиевич первый приходит на службу и начинает работать. Он отказывается составить «отношение» и просит обычную работу по переписыванию. И вот он корпит и корпит над бумагами, заваленный папками с делопроизводством. А когда в очередной раз выглядывает из-за кипы, прошло уже несколько десятков лет. В пролетевшие годы у него жизни не было, что ярко, емко и кратко показано средствами монтажа.
Буквально каждый кадр картины наполнен какой-то преувеличенной театральностью, позами, ужимками и гомерическим смехом. Так и хочется назвать всё это чистым экспериментом остранения, где об автоматизме восприятия не может быть и речи.
Пройдя такую школу, актеры и будущие режиссеры приобретали серьезные навыки ремесла. В ходе подобных чистых экспериментов они набирали силу, которую потом умело использовали. Бессильному невежде не создать шедевры. А ФЭКС буквально наполнял в избытке силой, делая их способными снимать шедевры и создавать неповторимые образы героев во многих советских картинах.
Очень хорошо дух ФЭКС, да и вообще дух того времени раскрывает высказывание Леонида Трауберга: «Было трудно стране, было - да простится сочетание - нелегко и нам. Григорию Козинцеву, Сергею Юткевичу и мне, еще не точно знавшим, куда и как себя приткнуть, еще не дошедшим до двадцатилетия… Но было и легко, волшебно легко, ибо все в стране жило предвидением, верою в будущее, в неизбежную, пусть многим омраченную победу добра»
Среди повсеместного упадка и разрушения идеалов, подобного которому человечество, пожалуй, еще не переживало в своей истории, очень необходимо вернуть веру в будущее и неизбежную победу добра.