"Римская комедия". Театр Моссовета. Постановка Хомского

Jan 19, 2017 02:08





Не часто я хожу в театр. Прошлый раз в студии Фоменко на третьем ряду уснул. И не просто не пожалел об этом. На пьесе "Египетская марка" стоило демонстративно спать всем зрителям. Такая редкостная чепуха.

А вот в этот раз не спалось. Спектакль "Римская комедия" по пьесе Леонида Зорина, поставленный Павлом Хомским, захватил. Там была фактура, было, что переживать.

Сначала о забавном.
Нельзя сказать, что это промах. Просто не все исторические реалии пытались сохранить. Крупными мазками надо было показать Рим первого века нашей эры. Здоровенная статуя волчицы, вскормившей Рем и Ромула, высилась на вершине декораций. Под волчицей расположились младенцы. Они появились под волчицей в 15 веке нашей эры. Но кого это может волновать? Видно же, что это Рим. Упоминание "нашей эры", прозвучавшее в спектакле, в первом веке этой самой эры звучит забавно. Христиане подвергаются гонениям, а тут "наша эра". С какого момента римляне отсчитывали нашу эру? Пожалуй, это должно было подчеркнуть, что сюжет вневременной.

Сухоруков в роли римского императора Домициана придает несерьезность действию. Может это соответствует жанру комедии, но все же...

Леонид Зорин написал "Римскую комедию" в 1965 году. С большой натяжкой можно увидеть в ней признаки "оттепели". Пожалуй, единственным таким признаком является упоминание власти в нехорошем контексте. Рим велик, но погряз в пороках, лицемерии, лжи. Ну Рим и Рим, не Москва же. Может в то время, кто-то хотел разглядеть Москву в этой пьесе? По мне она не проглядывается никак. Но что-то в ней проглядывается.

В пьесе есть фактура и жизнь. И это актерам и постановщику удалось передать. Имя поэта Сервилия явно происходит от понятия "сервилизм". Такого поэта не было. Это образ подобострастия и выбора сильного. Очень хорошо показано, что и предательство такого человека прощается, потому что видны корни измены. Такой человек правителя не предаст, пока тот правитель. А как свергли, так чего от человека требовать преданности к просто человеку. Это может принести лишь неудобства, а то и смерть.

Самый преданный - правдолюб Дион. На самом деле, не до конца понятный образ. Ему не нравятся пороки, которые захлестывают империю, ложь повсеместная, лицемерие. Но что ему нравится, понять невозможно. В нем предполагается что-то настоящее, но прочувствовать это сложно. Самая настоящая - героиня, которая единственная вызывает реальную симпатию, - жена Диона Мессалина.

А Дион, я бы сказал, чувствует фальшь, но не знает правду. Это уже большое дело - чувствовать фальшь, быть борцом. Вполне возможно, что Диону не хватает какой-то глубины, совсем не тайного, но знания. Смел, честен, но путь не указывает. Он даже цезарю его указать не в состоянии. Цезарь это видит. Он видит и знает, что в трудной ситуации он может положиться из своих приближенных только на Диона, поэтому и не уничтожает его. Но на вопрос "Что делать?" у Диона нет ответа.

Есть еще пара персонажей, на которых я обратил внимание: умный еврей Бен-Захария и женщина "очень нелегкого поведения" Лоллия.

Умный еврей, кстати, мог бы и путь указывать. Но такое ощущение, что умный еврей - дань моде, которая до сих пор не прошла, для которой есть основания сейчас и были в 60-х годах прошлого века, но этой моде никаких особых оснований не было в первом веке нашей эры в Риме.

Лоллия - женщина, способная соблазнить кого угодно, включая правдолюба Диона. Мораль Диона никак не остановила его поиски душевной глубины Лоллии, этой охотницы за добившимися славы мужчинами. Ее, пожалуй, и не осудишь. Признание ведь как-то коррелирует с избранностью. А ей нужны интересные, избранные. Она в каком-то смысле тоже прорва (вспомнилась кинокартина "Шумный день"). Ей просто надо заполнять пустоту в душе таким своеобразным способом.

В завершение хочется сказать, что спектакль интересный, актерская игра на уровне, но мне чего-то не хватило. Дело в самой пьесе, скорей всего. Как главный герой Дион, так и спектакль что-то говорит. Но этого что-то мало. Лишь одна мысль вполне четкая - выбирать сторону надо согласно убеждениям, а не конъюнктуре. Если придется сложить голову, так хотя бы не из-за глупой ошибки при выборе между двумя субъектами. А то вдруг на Рейне начнется ледоход и союзники выбранного тобой сильного не подоспеют вовремя. Выбранный проиграет, а с ним и ты. При других обстоятельствах Сервилий вполне мог лишиться головы. "На Рейне лед тронулся, представляешь?... Словом, хатты не смогли прийти к Луцию на помощь... В общем, Максим Норбан расшиб Луция вдребезги! Говорят, в Рим уже доставили его череп."

Дружить со мной в социальных сетях:







Previous post Next post
Up