Зачем нужно распределение после вузов.

Nov 11, 2016 01:03

Размышления на тему статьи "Комфортно ли на селе без специалистов" в газете "Суть Времени"



Малая родина

Село или маленький поселок - это не имеет большого значения. Даже не очень важно, где расположено село в Московской области или на Донбассе. Когда я учился в поселке Штергрэс в начале и середине восьмидесятых, у нас нередко были проблемы с учителями. Было так, что где-то месяц нам семиклассникам физику вел учитель труда и физкультуры. Человек ответственный и даже небезграмотный в физике, но не учитель этой самой физики. Но такие перебои с учителями хоть и случались, но долго не длились. Я никогда не задавался вопросом, сколько точно учителей приехали к нам по распределению. Но и до того, как я начал учиться, и во время моей учебы приезжали. Практически не было продолжительных периодов, когда заменять предметника вынужден был человек без надлежащего образования. Это подтверждалось потом и результатами поступления в вузы. Они не были такие же, как у детей из московских школ, но способные дети поступали все, если не в вузы, то в техникумы, педагогические и медицинские училища. Выбор средних специальных учебных заведений диктовался скорее не отсутствием возможности поступить в вуз, а скромными амбициями провинциалов. Почему они были скромные, это другая история.

Просто хочется подчеркнуть, что благодаря распределению выпускников вузов, школы СССР были обеспечены кадрами и у детей из маленьких городов и поселков были сравнимые со школьниками из крупных городов шансы получить хорошее образование. Поменьше, конечно, но не на порядок и даже не в разы.

Конечно, по распределению приезжали не только учителя, но и врачи, и инженеры. Моя тетя - врач, тоже попала в поселок по распределению и проработала там всю жизнь. Просто дети видят в первую очередь учителей и память именно их надежно сохраняет.

Приехавшие молодые специалисты нередко прорастали в этой земле, пускали корни и никуда уже не уезжали.

А что теперь?
В начале 90-х система распределения выпускников рухнула. В первую очередь потому, что останавливались заводы. Все-таки инженеры составляли большую часть, тех кто ехал в глубинку. Да потом и планировать стало некому. Нет планирования - нет распределения. Все отдано на откуп рынку. А рынок в этом отношении беспощаден. Тут следует заметить, что не только молодые специалисты перестали приезжать в провинцию, но и уже опытные кадры из провинции потянулись в крупные города, где предложений работы было больше.

Результатом такого вымывания стала в буквальном смысле декультурация, которая усиливалась хлынувшей из всех средств массовой информации пропагандой потребления. Необходимо сказать, что фундамент, заложенный в СССР, как выяснилось, имел достаточно большой запас прочности. Культурный уровень и за счет образования, и за счет притока грамотных людей вырос настолько, что и сейчас с трудом, но школы еще справляются с набором кадров. Хотя это в гораздо меньшей степени касается сел, а скорее ранее промышленно развитых поселков и маленьких городов. В селах ситуация хуже. Но этот запас и в маленьких городах где-то уже исчерпался, а где-то близок к исчерпанию.

Современные законодательные инициативы
Новый министр образования России Ольга Васильева с момента заступления на должность высказывается в духе возврата к традициям советской системы образования, выступая и за отмену ЕГЭ и за возвращения полноценных уроков труда в школы. Но советская система образования находилась не в вакууме. Если не обеспечить школы учителями, то можно принимать любые законы и делать любые заявления, но знающих и творческих людей воспитать не удастся.

В данный момент никакого распределения не существует. В вузах есть бюджетники и есть те, кто обучается за плату. Те, кто учится за плату, в свою очередь делятся на две категории: одни платят сами, за других платит предприятие, которое их направляет на учебу. Существуют два типа договоров: между вузом и предприятием и между предприятием и абитуриентом. Новый закон предлагает трехсторонний договор, который объединяет два существующих. Никаких проблем, он, по сути, не решает.

Поскольку нехватка специалистов в народном хозяйстве уже стала ощутимой, с 2007 года периодически возникает законодательная инициатива о первом рабочем месте. Но с этого времени такой закон так и не был принят из-за сопротивления как чиновников, так и бизнесменов. Надо признать, что даже закон о первом рабочем месте - это решение лишь одной из проблем. Рынку не нужны молодые специалисты, он требует уже людей с опытом работы. А закон о первом рабочем месте гарантировал бы молодым специалистам прием на работу по окончании вуза. Но опять же, этот закон, если будет принят, введет обязательства для бизнеса. А вот проблему кадров на селе и в маленьких городах не решит. А она становится все более острой. Именно из-за нехватки учителей и врачей в провинции реально происходит разделение граждан страны на две категории, потому что закрывает дорогу к получению высшего образования детям одной из категорий и плюс к этому лишает всех жителей «одноэтажной» России качественного медицинского обеспечения.

Рынок не в состоянии решить ни одной серьезной проблемы. Госрегулирование активно используется на Западе, а у нас до сих пор продолжают произносить мантры, что рынок все отрегулирует. Если будем ждать, он отрегулирует село и маленькие города окончательно.

Свет с Востока
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о подвиге, людей, которые ехали с восточных регионов Украины и других частей нашей Родины, чтоб строить и учить детей. Ехали как по распределению, так и следуя душевному порыву, в освобожденные регионы Западной Украины.

Уровень образования за время Советской власти значительно вырос, а вот на территории Западной Украины он оставался низким. Сразу после освобождения страны на Западную Украину по призыву правительства поехали инженерные кадры, учителя, врачи. Надо сказать, что их работа там была не только трудовым подвигом. Они рисковали жизнью. По мнению украинских националистов вся вина молодых учителей, приехавших туда, была лишь в том, что они несли свет знаний детям. Тем самым они подрывали социальную базу бандеровцев. И бандеровцы жестоко мстили. Трудом и кровью было заплачено за то, чтоб побороть необразованность и косность, создающую питательную среду для национализма. На время это удалось сделать. В Западных регионах Украины появилась промышленность, значительно вырос уровень образования. Кровь павших молодых учителей Александры Перевышко, Клавдии Груздо, Раисы Борзило, Неонилы Гарькавенко и многих других взывает к ответственности нынешнего поколения.

Если мы доверим решение проблемы рынку и не обеспечим «одноэтажную» Россию квалифицированными кадрами, то взрастет то же, что за 25 лет после развала СССР выросло на Украине. Там катастрофическая декультурация и забвение истории уже привели к широкому распространению бандеровской идеологии.

В том или ином виде надо срочно возвращаться к системе распределения молодых специалистов, чтоб обеспечить село и маленькие города и учителями, и врачами, и инженерами. В противном случае уже в ближайшем будущем придется бороться не только с невежеством, но и с проявлениями фашизма и исламского фундаментализма.

Война с образованием, Штергрэс

Previous post Next post
Up