Оригинал взят у
curious_answer в
Дивный новый мир на ностальгии по советскому В эти дни все традиционно вспоминают путч 91 года. В СМИ и на телевидении буйным цветом растут публикации и передачи по теме с самыми разными интерпретациями событий. И блуждая в этом темном лесу, все заново стремятся разобраться, что именно тогда случилось. В трагичные для большинства даты перестройки нам приходится заново испытать всю ту боль, которую испытал советский народ, люди, вольно или невольно отказавшиеся от своей идентичности.
В мире, где Большая Советская Энциклопедия становится частью приятного интерьера кафе - в нем неминуемо смешиваются добро и зло, святое и грешное. В этом новом дивном мире, держащемся на склеенной из осколков вазе ностальгии по старому...В нем мы живем. Живем, будто бы чтобы, если и не вернуть, то хотя бы понять. Как первую настоящую любовь. Это теперь стало смыслом и национальной идеей.
И в час таких раздумий, каждый, как мне кажется, обычно рассуждает в духе «А если бы не это, то что бы было тогда?»...
Поэтому изучая сегодня научную литературу 50-70х годов об образовании и развитии пионерского движения, я этот вопрос себе задаю и нахожу некоторые ответы.
А ответы посылает сама жизнь в ее современной банально-причудливой парадоксальной форме, скажем так - превращенной форме.
Зашла в кафе после посещения библиотеки, где занималась изучением методических пособий, посвященных формированию и развитию пионерских и комсомольских организаций в СССР. Кафе у библиотеки называлось «Квартира 50», что недвусмысленно намекало на тематику, выбранную создателем заведения. Захожу, присаживаюсь…И вдруг понимаю, что меня окружает просто целый отряд книг, посвященных Советскому Союзу. А главным предметом интерьера выступает полное собрание Большой Советской Энциклопедии, выставленной вдоль широких витрин, выходящих на террасу. Осмысливая все вокруг, вхожу в состояние душевного диссонанса. Мне подумалось о том, что эти все книги - не просто книги, а трофеи в выигранной войне. Да, трофеи являются предметом гордости для победившего, но при этом нисколько не перестают для него быть вражескими символами. Именно эта атмосфера витала в воздухе. Постепенно понимание этого пришло ко мне совершенно отчетливо. Сейчас поймете, каким образом.
Ко мне подходит милая девушка. Пользуясь моментом, прошу у нее пароль от вай-фай. Говорит «пароль: Азазелло». Еще больше сживаюсь с проиходящим и вижу как на стене напротив мне подмигивает черный кот. Присутствие антисоветской рамки в этом месте явно перевешивало просоветскую. Но это мягко сказано.
Финальным штрихом в картине стала коробочка для оплаты счета ввиде миниатюрной книги «Мастер и Маргарита». Знай, кому платишь.
Уходя я спросила у официантки, откуда тут столько ценных советских изданий. Ответ был предсказуемым. В соседней библиотеке (к слову сказать, Новосибирской государственной научно-технической библиотеки СО РАН) списывалось все, что только можно и буквально выкидывалось на порог. Почти все досталось устроителям бизнеса в «квартире 50».
Запримеченное сразу собрание сочинений Ленина «О воспитании и образовании» 1963 года издания (взгляд на него упал сразу) мне пришлось уже полистать, пока я неспешно допивала кофе и доедала «булгаковский» пирог. Как завороженная, я схватила эту книгу, как в библейское писание, снова и снова погружаясь в глубокие раздумья. Памятуя о законах бук-кроссинга, смело спрашиваю: «Книгу эту взять себе можно?». Ответ последовал такой: «Ну, в принципе все можно брать, как и в библиотеке, если вернете. Но ЭТУ - эту можно, забирайте». Такой простой разговор. Непонятно, больше печали или радости, но книгу я гордо взяла с собой.
Выхожу из кафе уже с легким головокружением и натыкаюсь на нечто дополняющее картину нового дивного мира. Еще днем на этом месте не было ничего, а сейчас тут уже развернута целая ярморочная площадь. Называется подготавливаемое мероприятие «Честфестом».
С намеком, так сказать. Не особо приглядываясь, ко мне приходит понимание, что это заурядная рекламная акция одного из сотовых операторов. Ну и что, что честность стала товаром - главное, чтобы народу нравилось и продавалось. Честность, доброта - это выгодные бренды, проверенные веками! Почему бы и нет.
Вишенкой на торте стало обнаружение великого труда А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» в кафешном туалете. Тут я просто ничего дополнительно не буду говорить. Мне и писать, и вспоминать об этом случае тошно. Кощунство, по-моему, просто зашкаливает.
Завершу этот рассказ-странствие еще одной зарисовкой.
Покидаю читальный зал, время к закрытию библиотеки. Из каталога было заказано порядка 30 книг по проблематике пионерского движения, притом, что далеко не весь каталог мне сразу удалось отсмотреть (документов по теме хватает, тогда были сильно разработанные методички, которые не успели списать или выбросить). Решила взять несколько наиболее интересных книг на дом. Библиограф, заприметив необычность моего заказа, спрашивает:
- Считаете, что это актуально? Или так - историей интересуетесь?
- Да, я решительно считаю это как никогда раньше актуальным.
- (без паузы) А как же скауты? Ведь это одно и то же? В чем отличие?
- Отличие в заложенных в концепцию создания смыслах. Дети развиваются и там и там, но сильно по-разному.
Вы знаете, в тоне этой женщины я услышала прорывающийся из глубин сознания крик о помощи. Просьбу о том, чтобы я ее переубедила. Спросите: в чем? Да по большому счету в том, что Перестройка - прекрасный проект, уничтоживший гнилую систему, которая и вовсе от гнилости сама развалилась. Именно это вшили в головы перестройщики и сломали слабое, проигравшее информационную войну государство и общество. Кстати, ей-то пришлось испытать благо советского на себе, чего не пришлось испытать мне, начавшей свой школьный путь уже в глубокие годы перестройки.
Разговор быстро оборвался. Она не стала спорить. Будто бы побоявшись дальнейших ответов. А лишь задумчиво попрощалась, позволив взять больше, чем полагается по правилам, книг.
Этот феномен неокончательности отказа от старого и желания по-настоящему понять, мне видится важным для изучения. Ведь не случайно столько споров и пересудов вокруг путча, расстрела Белого дома, роли Горбачева и Ельцина. Роли Советского проекта в мировой истории. И значения советской системы воспитания.