В Третьяковской галерее на Крымском валу прошла с большим успехом выставка Валентина Серова. На выставке был аншлаг. Один раз даже сломалась дверь от напора желающих. В газете Суть Времени вышел цикл статей
"Десоветизация живописи", посвященный художнику. Я был на выставке и прочитал статьи. Выставка очень хорошая, статьи очень интересные. Но есть в них один тезис, который мне кажется спорным: устроители выставки специально что-то не показали. На эту тему я даже ввязался
в дискуссию. А не показали они как раз рисунок - заставку к этой заметке. Рисунок называется "Похороны Баумана". Конечно, дело не столько в этом рисунке, сколько в нескольких произведениях, посвященных революции 1905 года.
Так вот, спорным выглядит утверждение про "специально". Не первый год общаюсь с искусствоведом. У меня сложилось впечатление, что в СССР позволь искусствоведам составить выставку, никак не вмешиваясь в процесс, она была бы такой же. Ну может портретов царей поменьше было бы или не были бы сгруппированы в одном месте. Ну не интересна им общественная сторона жизни человека. И в СССР большинству из них это не было интересно. А картины и рисунки, представленные на выставке, в полной мере раскрывают все грани таланта художника. Но не все грани жизни и души. На мой взгляд, статьи Владимира Петрова в этом плане хороши, потому что дополняют выставку. Многие читали Пушкина, но не все читали Тынянова. Да что там Тынянова, письма Пушкина. Далеко не всем, кто читал Пушкина Тынянов нужен. Но для Пушкина он есть.
Пробудить интерес к личности гения может и выставка. А вот раскрыть разные стороны жизни мастера, черты его характера, убеждения в состоянии только книга, в какой-то мере цикл статей. Я уже во взрослом возрасте пересматривал советский телефильм "Никколо Паганини". Первый раз я ничего там не разглядел. А вот второй раз смотрел заворожено. Я музыкой, мягко говоря, не увлечен. Но даже увлеченные не очень интересуются общественной жизнью музыканта. А в фильме есть всё: и музыка, и жизнь, и борьба.