Старший сын у меня увлекается баскетболом. Играет, смотрит. Вот теперь решил все фильмы про баскетбол пересмотреть. Некоторые из них очень даже интересные. Недавно смотрел "Тренер Картер". Это не совсем про баскетбол, вернее даже, совсем не про баскетбол. Есть огрехи в том, как фильм снят, но в целом хорошее кино. Правда, это не единственный фильм про баскетбол, который совсем не про баскетбол. Американские фильмы на эту тему в большой степени фильмы про жизнь черных в Америке. Не все, но большинство.
Тренер Картер возвращается в школу, за которую когда-то играл в баскетбол, но уже в качестве тренера. Он хорошо известен, как лучший игрок школы в прошлом, и школа довольна, заполучив его. Но он сразу же ставит игрокам условия: в их контрактах прописывает минимальную успеваемость по всем предметам, которые позволят находиться в команде, заставляет их ходить в галстуках в день игры. Родители юных баскетболистов и сами дети возмущены, но он неумолим. Предыдущий тренер уже не справлялся с командой, и Картеру решили довериться.
Самюэл Л. Джексон хорош в этой роли. Она для него естественна. Америка не очень добрая страна к черным. Так было раньше, так продолжается и сейчас. Да, я могу судить только по художественным или публицистическим произведениям, рассказам тех, кто в Америке побывал. Своими глазами я не видел. Но у меня нет никаких оснований не доверять Курту Воннегуту, Тиму Керби, своим знакомым и некоторым современным американским фильмам. Конечно, что-то изменилось. "Недобрость" трансформировалась, это уже не рабство. Но для многих это все равно отсутствие будущего. Опять же, депрессивная провинция или рабочая окраина города любой страны, в том числе и Америки нередко дают немного шансов на будущее детям, которые там растут. Но в Америке для черных отсутствие перспектив умножено на десять, а может и больше.
Речь, собственно говоря, не об этом. А о молодых людях без шансов на будущее. Из диалога тренера и директора гимназии.
- Мне и Вам известно, что, к сожалению, для части этих ребят этот баскетбольный сезон останется единственным светлым пятном в их жизни.
- Вот в этом и проблема. Вы так не считаете?
Тренер пришел, чтоб дать детям будущее. 30 лет назад он играл в баскетбол за эту же школу и его товарищи по команде потом оказались кто в тюрьме, кто в морге. Он чувствует, что должен своим ушедшим друзьям.
Трудом, упорством и любовью к своим воспитанникам Картер добивается своей цели: делает из разгильдяев и хулиганов сплоченный коллектив, который во всем начинает действовать, как команда. Ребята вместе побеждают, вместе преодолевают трудности, начинают учиться, ВСЕ начинают учиться. Да, многим дается это с трудом, но почти чудом они вдруг начинают чувствовать ответственность за свое будущее - из подростков становятся мужчинами. Тренеру удается преодолеть инфантилизм молодых людей - одну из самых больших бед нашего времени.
Хотелось бы остановиться на одном эпизоде, когда детвора, действительно, начинает серьезно задумываться. Это разговор в библиотеке. У ребят уже изменилась жизнь: они стали побеждать, они стали действовать во многих случаях, как коллектив. Они оценили возможности тренера. Но… они еще не начали думать. Уже, как-то внутренне изменились, но еще не задумались всерьез. А тут тренер из-за плохой успеваемости закрыл спортзал и отменил не только тренировки, но и игры. Эмоции переполняют молодых людей. Налицо кризис. Итак, все собрались в библиотеке, входит тренер.
- Молодые люди, день был очень долгим: репортёры, СМИ. Давайте наедине выскажем всё, что у нас на душе. Дело ведь нас касается.
- Дело не в нас, а в тренере Картере
- Мы баскетбольная команда, а по телевизору только Вас показывают. Вы прославились за наш счёт.
- Это всё, что вы видите?
- Да. Это всё.
- Он дело говорит.
- А теперь я вам скажу, что вижу я. Я вижу систему, которая обеспечивает ваш провал. Вы любите статистику? Так вот вам цифры. Ричмонд выдает аттестаты лишь половине учащихся. Из них только шесть процентов попадают в колледж. Так что, заглядывая в учебные классы, я вижу от силы одного ученика, который продолжит образование после школы. "Эй, тренер Картер, а если не в колледж, то куда же я попаду?". Вот это интересный вопрос. Ответ для чернокожих американцев такой: с очень большой вероятностью в тюрьму. В вашем округе 33% чернокожих мужчин в возрасте от 18 до 24 лет подвергаются аресту. Так что посмотрите на соседа слева, на соседа справа. Один из вас попадет в тюрьму. Учеба в Ричмонде означает 80% вероятности попасть скорее в тюрьму, чем в колледж. Такие вот цифры. Такая вам статистика уготована. А теперь идите домой и подумайте над своей жизнью. Взгляните на жизнь своих родителей и спросите себя: хочу ли я чего-нибудь получше. Если ответ утвердительный, мы встретимся завтра здесь же. И я вам обещаю: я сделаю всё, что в моей власти, чтобы открыть вам дорогу в колледж и к лучшей жизни.
Тренер уходит.
Наверное, происходящее с молодыми людьми в этот момент можно назвать катарсисом. Они вдруг осознают, чего хочет тренер. Они уже знают, что он их может приводить к победе, что он их уже чему-то научил и готов еще научить в баскетболе. Но вот с этими требованиями, получать хорошие отметки в школе, он их достал. Эти условия были непонятны. Зрителю ясно с самого начала зачем, а ребятам - нет. И тут вдруг до них начинает доходить. Почему я выбрал этот момент. Просто мне кажется, что это не только и не столько драматургия. Что то же самое сказанное тренером тем же ребятам в других условиях, совсем их бы не проняло. Да он и пытался говорить, но никакого понимания не находил. А тут барьеры были пробиты. В этот момент для них он стал отцом. Вдруг они осознали, что он принимает на себя ответственность за их будущее, светлое будущее. Всерьез говорить с людьми можно и нужно, но не всегда сказанное может быть услышано. Те же самые правильные слова, сказанные другими людьми или в другой ситуации ни к чему бы не привели.
Фильм хорош тем, что будит мысль. У меня возникли следующие вопросы:
1. А что же те дети, которые не играют в баскетбол в команде Картера? Ведь у них успеваемость не шибко лучше, а значит будущее достаточно мрачное.
2. Где взять столько тренеров, чтоб изменить ситуацию в корне? Хорошо бы, чтоб изменения были институциональны и светлое будущее было для всех детей, как в Ричмонде, так и в других городах и других странах.
3. Такие вещи, как пионерская организация, хороши, но… они ведь тоже вырождаются. Пионерская организация с вожаком, подобным тренеру Картеру, - это одно, а с людьми равнодушными или неспособными упорядочивать мир - это другое. Сам институт еще ни о чем не говорит. Шпана с «несветлым» будущим может расти и в пионерской организации - я это видел. Но дети, не охваченные, мягко говоря, мизерным количеством таких тренеров Картеров, во многих случаях имеют немного шансов реализоваться.
4. Значит институциализировано должно быть воспитание тренеров Картеров. Но это тоже просто так не происходит. Он выстрадал такую позицию.
5. Как это ни парадоксально, но очередной вопрос, навеянный и этим фильмом: можно ли жить при коммунизме, но при этом не строить коммунизм? Да этот вопрос, наверное, подспудно был у меня и до просмотра фильма. Но сформулировался, тем не менее, после просмотра. Но об этом в следующий раз.
Фильм хороший, посмотрите, если будет возможность. Интересно, какие мысли он у вас вызовет.