Как-то необычайно легко организуются волнения, подобные украинскому майдану или скорее подобные революции роз или даже жасминовой революции по всему миру. Где-то для этого есть большие основания, где-то меньшие. Но основания сами людей на улицу не выводят. Должна быть руководящая и направляющая. Практически везде этой руководящей и направляющей силой были США с их обучением лидеров протестов, печеньками, постоянным оперативным руководством. Пожалуй, Молдова не является в этом ряду революций гидности исключением. Однако есть нюансы.
Политика - это управление общественными энергиями. Откуда эти энергии в Молдове?
С 2009 года, а может даже чуть ранее молдавская валюта падает, а в начале 2015 падает стремительно.
В этом году в стране сильная засуха. Информации о ней
достаточно много А тут еще и беспрецедентное неумение управлять проевропейских лидеров, по крайней мере, как следует из
интервью Марка Ткачука журналу Рабкор Это очень интересное интервью. Вот некоторые выдержки из него:
Давайте по порядку. Никакой спонтанности нет. Протесты в Молдавии не стихают седьмой год. После прихода к власти правых в 2009 году, протесты эти почти пять лет организовывались и проводились коммунистами. И это были очень часто акции, в которых участвовали десятки тысяч человек. Поход на Кишинев, организованный коммунистами 23 ноября 2013 года, собрал не меньше активных участников, чем акция протеста 6 сентября. Другое дело, что лидеры коммунистов сами же и гасили собственный протест, не давая ему продолжиться, перейти в непрерывный режим. Все каждый раз ограничивалось демонстрацией силы и могущества оппозиции, но не добиванием власти. Добиванием - в смысле использования всех известных технологических приемов, в первую очередь многодневного и целенаправленного уличного давления. После того, как коммунисты отказались от радикальной критики режима, их протестную эстафету, включая сами лозунги, подхватили другие левые партии. Менее эффектно, но не менее беззубо в части трансформации протестов в режим нон-стоп.
Из этого следует, что энергия бурлила постоянно. Но вот вырисовывается что-то похожее на управление этой энергией.
Началось все со статьи генсека Совета Европы Турнбьерна Ягланда в «Нью-Йорк Таймс», опубликованной в августе. В этой статье Ягланд буквально воспроизвел тезисы коммунистического агитпропа двухлетней давности о Молдавии, как захваченном олигархами государстве, и призвал граждан вернуть страну, забрать ее в собственные руки. Такая публикация - сродни лицензии на отстрел. А таких публикаций в западной прессе стало появляться все больше и больше. Было очевидно, что это своеобразная артподготовка объявленного на 6 сентября протеста.
И уже было ясно, что в отличие от прошлых протестов, власть вступит в диалог с организаторами протеста, что западные послы в обязательном порядке также встретятся с ними, что зарубежные СМИ будут на их стороне, что власть очень быстро утратит контроль за всякого рода певцами, композиторами и прочими властителями дум. В нашем случае это происходит, как по нотам. Включая певцов и музыкантов. В день массового протеста политтехнологи Плахотнюка решили отвлечь народ грандиозным концертом, с участием звезд местной и даже российской эстрады. Большая часть исполнителей, прежде демонстрировавших беззаветную лояльность режиму, вдруг отказалась от участия. Власть получила хлесткую пощечину. А оппозиция приобрела на время такой авторитет, будто на ее сторону перешли части регулярной армии.
Главный вопрос, что дальше. Нынешняя власть, скорей всего, не устоит. А вот что будет дальше? Лидером протестов стала внепартийная платформа DA (Достоинство и правда). Это, судя по всему, активные сторонники объединения с Румынией. Они пытаются всячески монополизировать протест. Он, скорей всего, под них и был в этот раз инициирован. Или это движение было создано специально под протест.
Есть серьезное опасение, что Молдову хотят еще более радикализировать. Возможно создать проблемы для грузопотока между Россией и Приднестровьем. В данный момент Молдова к неудовольствию "наших партнеров", поставивших майданы в разных частях мира на поток, является слабым звеном в попытке создать блокаду Приднестровья, что приведет к значительной напряженности в этом регионе и созданию сложностей для России.
Было бы в значительной мере облегчением, если б протест смогли возглавить социалисты. Но, такое ощущение, что левые силы разучились управлять общественными энергиями совсем, что в России, что в других странах.
Полное интервью Марка Ткачука