Ночь искусств

Dec 14, 2013 00:30

3 ноября в Москве проходила Ночь искусств. Благо мне примерно за неделю до события попалась программка, и у меня была возможность выбрать мероприятия. Тщательно ее изучив, я про себя отметил, что откровенно вражеских постмодернистких действ планируется совсем немного. Выбирал я по принципу: что-то приятное и что-то "нестандартное", ну и еще, чтоб друг от друга находилось в пешей досягаемости. Итак, по порядку.

Выставка традиционной китайской игрушки

Собираясь на выставку, я ожидал увидеть тонкую работу, сложные механизмы китайских мастеров. В этом плане она меня разочаровала. Игрушки были просто сделаны, много форм можно повторить с детьми. Всадники, воины, напоминающие терракотовую армию, тигры, заяц-король, белая змейка, непременные воздушные змеи и вертушки. Оказывается, есть простое объяснение безыскусности форм. Игрушки делаются в основном для своих детей, а не на продажу.


Тигр



Вертушки



Рычащие тигры. Увидеть их в действии не удалось. Сделаны они по принципу “гармошки”: в середине подвижное соединение, которое можно растянуть.



Этапы изготовления зайца-короля.

Многие игрушки сделаны по сюжетам китайских мифов. К сожалению, найти внятные переводы мифов мне не удалось. Сказку о белой змейке я нашел в двух сильно отличающихся вариантах, ни один из которых не выглядел достоверным переводом исходного мифа. Вот так: наш восточный сосед по ряду обстоятельств нам остается, практически, неизвестен.

Выставка оставила приятное впечатление, но сверхутонченности там найти не удастся.

“Козлёнок в молоке”

На третьем этаже Московского ГУМа, в одном из помещений проходила выставка Эвы Стенрам. Меня она заинтересовала анонсом: “Эва использует набор аналоговых и цифровых техник, из которых составляет истории, центральное место в которых отводит сверхъестественному...”. Здесь есть и указание на самую-самую современность искусства, так называемый “совриск”, и на какую-то глубину. Хотелось посмотреть горгоне этого “недоискусства” в глаза: если не окаменеешь, то обязательно будешь знать, что делать дальше.
Пришел, заглянул. Вернее, сделал попытку заглянуть, но глаз найти не удалось. Фотографии из мужских журналов, где позирующие модели частично задрапированы в фотошопе. Всё!



Что в этих произведениях сверхъестественного? Может мастерство автора? Или отточенность техники?



Не сверхъестественное, конечно, но хоть что-то из себя представляющее - это сопроводительный текст, которым можно насладиться здесь. Бывает, что и текста нет, а просто утверждение: “Я так самовыражаюсь”. В данном случае к белым листам романа “В чашу” что-то все-таки прилагается: "По справедливому замечанию Готфрида Бенну, написание поэтической строки - это перенесение вещей в мир непостижимого. Но если от неведомого образа мы продвинемся дальше, в область невидимого, то несомненно должны вспомнить знаменитую "черную соль" алхимиков! Хотя, по мнению Юнга..."

Музей современной истории России

Завершающим этапом путешествия по Ночи Искусств был музей современной истории России, бывший музеем революции. Это заметно уже при входе, справа от него стоит броневик.




В этом же музее проходила выставка “Комсомолу - 95”, на которую попасть не удалось. Концепцию музея революции расширили, расставили новые акценты, но основная экспозиция, по ощущениям, не очень сильно изменилась. И на самом деле дает представление о современной истории России, которую в музее теперь считают примерно с начала правления царя-освободителя Александра Второго. Целью изменений было растворить по настоящему переломное событие новейшей истории - Октябрьскую революцию 1917 года.

Музей достоин посещения, но вот информацию экскурсовода надо фильтровать, а еще лучше прийти со своим, если есть такая возможность. Экскурсоводы - не роботы, они могут ошибаться. Интересен не сам феномен ошибок, а влияние современных тенденций на эти ошибки.

Повествование о гражданской войне завершалось рассказом о голоде в Поволожье в 1922 году. Далее было сказано, что от этого голода погибло больше людей, чем за все годы гражданской войны, и озвучена цифра в 15 миллионов. Но прямо тут же на стенде была информация, что 15 миллионов погибло в период с 1918 по 1922 год, а непосредственно от голода 5 миллионов. Может это и была бы просто ошибка, но предварительно нам поведали, что основная причина голода - военный коммунизм. То есть вина целиком и полностью лежит на большевиках. Все-таки в гражданской войне было две стороны, ответственные за гибель людей. А тут вся вина лежит на Советах. Так ошибаться в современный исторический период в России считается допустимым, а иногда и выгодным.
Курьезной выглядела ошибка про Ленина на танке в 1991 году. Знаковая оговорка. Хорошо, что “августовскими тезисами” выступление Ельцина не назвали.

В экскурсии нет внутренней логической целостности. От советского прошлого, а особенно от победы в войне, отказываться не собираются, но от индустриализации ничтоже сумняшеся. А ведь без неё не было бы и победы.

Интересна концепция зала, посвященного постперестроечному периоду. Выдержан он в черных тонах. Люди в позах мыслителей, наверное, на перепутье. В центре разломанная звезда - символ пути, от которого отказались. А вот нового светлого пути и нет! По крайней мере он не показан. Это не просто удивляет, это выглядит отрезвлением. То есть не отказались во имя чего-то, а просто отказались и лишь потом задумались. Уже за этот зал работникам музея следует сказать спасибо. А ведь это не выглядит диверсией наших подпольщиков против современной концепции, скорее, похоже на историческую честность. Вроде как и не жалеют об оставленном пути, а новой дороги-то и не видно, и ради чего жертва - не ясно.

Мои

Previous post Next post
Up