Агапе - любовь к ближнему. В греческой философии было введено различение понятий „агапе“, выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и „эрос"“ представлявшего страстную любовь, ориентированную на удовлетворение.
В раннехристианских общинах для формирования любви к ближнему устраивались специальные вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью которых было выражение братских чувств друг по отношению к другу.
Эрос противоположен агапе. Эрос - это аппетит, настойчивое желание, которое вырастает из впечатляющих качеств объекта; Эрос это так же любовь человека к Богу, в эросе человек стремится к Богу, чтобы удовлетворить свой духовный голод посредством постижения божественного превосходства. Эрос это восхождение, и стремление к обладанию.
Но любовь человека к Богу, которую мы находим в Новом Завете, имеет совершенно другое значение. Здесь любовь не такая, как в случае эроса, это любовь одаривающая, она означает щедрый дар. Агапе это любовь Бога к человеку, она не имеет ничего общего с эросом, с его аппетитом и желанием, так как Бог любит раздавая себя.
Что же касается понятия "каритас", оно представляет собой некий синтез эроса и агапе.
Христианство устанавливает новые отношения между Богом и человеком, и именно любовь санкционирует эти связи. Христианская любовь - не разрушительна, как Эрос, но скорее она - это эмоциональная связь между Богом и человеком. В Новом Завете первая заповедь провозглашает "Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим", а вторая - "Возлюби ближнего твоего, как самого себя".
Христианская этика создает новое понимание любви - каритас (жалость, сострадание, милосердие). Любить означает прежде всего сострадать. На этом основаны все нормы и правила христианской этики, в том числе и правила семейной жизни: живите в любви, не прелюбодействуйте, мужья, любите жен, как тела свои, а жена да убоится мужа.
Каритас означает прямую противоположность эросу. Эрос означал восхождение, тогда как каритас - нисхождение. Это движение сверху вниз, к страдающему, нуждающемуся в жалости и помощи. Эрос предполагает взаимность, тогда как каритас во взаимности не нуждается. Это любовь дающая, а не требующая.
Глубочайшее понимание любви содержит Библия. Христианство широко истолковало понятие "любовь" применительно ко всем нормам христианской веры и жизни, провозгласив, что Бог есть любовь. Широко обращается к любви уже Ветхий Завет, в котором мы находим настоящий гимн любви - Песнь Песней. Здесь в высокопоэтической форме описываются радости и таинства любви и утверждается ее вечность: "Крепка, как смерть, любовь".
В Песни Песней эротический и религиозный смыслы сложно сплавляются в единое целое. Существенно в ней то, что любящая женщина уравнивается в правах с ее возлюбленным. Иудаизм провозглашает равенство женщины и мужчины.
В Послании к Римлянам говорится: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не укради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого" и все остальные заключаются в словах: "люби ближнего твоего, как самого себя". Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона" (13:8-10).
Иоанн Златоуст учит - "Любовь изменяет само существо людей". По его словам, "от целомудрия рождается любовь", "любовь делает людей целомудренными" и, наоборот, "распутство бывает не от чего другого, как от недостатка любви".
(Из статьи В. Шестакова)