Пример для мирян

Jun 08, 2011 10:11



Как действовать и что говорить некатоликам и антикатоликам? Что мы можем сделать для ближнего со своими скромными средствами и возможностями? Как украсить супружескую жизнь милыми традициями? Что могло бы стать спасением от одинаково пагубных либерализма и социализма?

Об этом вы узнаете, прочитав переведенную мной главу из формационных материалов нашего Францисканского Ордена Мирян о жизни блаженного Фредерика Озанама - примера для мужей, преподавателей, ученых… Моя жена присутствовала на его беатификации в Париже в 1997 г.

Блаженный Фредерик Озанам

(1813-1853)

22 августа 1997 г., во второй день XII Международного Дня Молодежи Святой Отец Иоанн-Павел II во время отслуженной в парижском кафедральном Соборе Пресвятой Богородицы св. Мессы, провозгласил блаженным Фредерика-Антуана Озанама. В проповеди Папа отметил, что новый блаженный является « примером смелого делания, примером человека, не боящегося во весь голос исповедовать свои взгляды, последовательно ищущего истину  и защищающего достоинство каждого человека.».

В наших размышлениях попытаемся приблизить образ выдающегося представителя католической духовности мирян, примера для мужей, выдающегося ученого и общественного деятеля, который способствовал новому открытию св.Франциска как поэта.

Детство

Фредерик-Антуан пришел в этот мир 23 апреля 1813 г. в семье еврейского происхождения, в принадлежащем тогда Франции Милане. В метрических книгах записано: «Окрещен 13 мая 1813 г. Фредерик-Антуан Озанам, сын супругов Жана-Антуана, врача и госпожи Мари Нанте - французов…»

Отец в молодости был гусаром под командованием Наполеона. Дослужившись до чина капитана, в 1800 г. Оставил военную карьеру и женился на дочери богатого лионского купца Мари. Молодые супруги осели в Милане, откуда после поражения Наполеона в 1815 г., вернулись  в Лион. Из 14 детей только трое, кроме Фредерика, достигли взрослого возраста: Элиза (1801-1820), Альфонс (1803-1888), который, будучи уже врачом, в 1831 г. принял рукоположение и стал биографом своего брата, написав в 1879 г. «Жизнь Фредерика Озанама и Карл Август (1824-1890), который стал врачом. Членом семьи также стала Мария Круциат, служанка, работавшая для четырех  поколений Озанамов и умершая в окружении своих хозяев в возрасте 87 лет.

Отец был человеком энергичным. Кроме работы в больнице и частной практики, занимался также благотворительностью. Интересовался также наукой и литературой.

Сын Альфонс пишет: « Отец был человеком искренне благочестивым, имел живую веру. Каждый вечер совершалась общая семейная молитв, в которой участвовали родители, дети и добрая Мария». О матери Фредерик напишет: «Прежде всякого учения, она подарила мне веру; была живым знаком Святой Церкви.»

Сначала Фредерик учился дома. Старшая сестра Элиза, которую Фредерик очень уважал, научила его читать и писать, мама - катехизису, а отец и старший брат Альфонс латыни.

Безоблачное детство закончилось болезнью в возрасте 7 лет. Чудесно исцеленный благодаря молитвам, возносимым родными через ходатайство св. Франциска, несколько месяцев спустя пережил смерть любимой сестры Элизы (1820).

Молодость

Домашнее обучение закончилось в 9 лет и мальчик поступил в Коллеж Рояль в Лионе. Благодаря работе над собой, развитию добродетелей и талантов, трудолюбия и прилежания, соединенных с живым умом, стал одним из лучших учеников школы. Особенно любил он латинскую поэзию. Писал стихи сам: отцу на латыни, матери по-французски. День Первого Причастия, 11 мая 1826 г., назвал «счастливым днем». У Фредерика было много друзей, ревностных католиков, но жил он в окружении скептиков, сомневающихся и антиклерикалов. Произошел юношеский кризис веры, преодоленный, однако, благодаря священнику Ж.-М. Нуаро (1799-1880). Позже он напишет: «Слова священника-философа спасли меня. В моих мыслях он навел порядок и вновь засиял свет», в результате чего обещал Богу «посвятить все дни моей жизни поискам правды». Профессор-философ пробудил в нем также интерес к науке.

Закончив коллеж в 1829 г.,  Озанам превосходно владел латинским, греческим, немецким и итальянским языками и начал учить древнееврейский и санскрит. Последнее должно было ему помочь в понимании оригинальных текстов других религий, чтобы в дискуссии с ними показать красоту и истину католической веры.

Отец хотел, чтобы он стал адвокатом. Охваченный революцией Париж был слишком опасным местом для молодого студента, изучающего право, поэтому в 1829-1830 гг. он остается на месте и работает в бюро адвоката Куле.

Студент

В Париж Фредерик приезжает в ноябре 1831 г. и поступает учиться на кафедру правоведения, а сам изучает любимую им литературу.

Первые два года Фредерик пользуется гостеприимством великого математика, физика и астронома Андре Мари Ампера (1775-1836). Первая их встреча произошла так. Вошедши в церковь св. Стефана, Озанам увидел коленопреклонненого старца с глубоким благоговением читающего Розарий. Приблизившись, Фредерик узнал знаменитого ученого. Взволнованный юноша бесшумно  опустился на колени и тоже начал молиться.

Позже Фредерик написал: «Розарий Ампера сделал больше, чем все книжки и молитвы».

Знакомство с великим ученым, который повторял: « Как велик Бог! А наше знание - ничто!» имело огромное влияние на духовность и личность Озанама. С сыном Ампера он дружил до самой смерти.

Благодаря Амперу, Озанам познакомился с выдающимися католическими интеллектуалами: Р.Шатобрианом (автором книги «Гений христианства», доминиканцем Ж.Лакордером, священником Ф.Ламенне и кругом либеральных католиков, близких журналу «L’Avenir». Был он также знаком и с Адамом Мицкевичем.

Конференция св. Винсента де Поля

Ф. Озанам был не только прилежным студентом, но и участвовал в культурной и политической жизни католической среды. Собирал вокруг себя единомышленников. Они часто встречались и обсуждали «литературу, историю, проблемы бедности, развития цивилизации». Во время одной из конференции один из участников сказал: «Вы правы, когда говорите о прошлом: в прошлом христианство действительно творило чудеса, однако сейчас оно мертво. А вы, которые называете себя католиками, что вы делаете? Где дела, свидетельствующие о вашей веры, которую мы могли бы принять?» Слова эти глубоко поразили Озанама. Годы спустя он вспоминал: «Они были правы, этот упрек был заслуженным… Что делать, чтобы быть настоящими католиками? Почему мы не делаем того, что более всего угодно Богу? Мы должны быть опорой и поддержкой наших братьев, как Иисус Христос.».

В день своего рождения, 23 апреля 1833 г. он встречается с друзьями в

помещении “La Tribune Catholic” Участники называют эту встречу «конференцией любви» и решают собираться регулярно, чтобы размышлять над Словом Божиим, обсуждать актуальные вопросы, а затем «идти в дома бедных и оказать там скромную помощь».

Через год конференция переросла в «Общество св.Винсента де Поля».

Помощницей молодых энтузиастов была ныне причисленная к лику блаженных шаритка Розалия Редю (1786-1856), которую называли «матерью бедных». Она определила каждому студенту одну бедную семью, которую он должен был поддерживать из своих скромных доходов.

По примеру первой конференции в течение двух лет возникло около 250 новых конференций. В год смерти Озанама они были уже в 17 странах. Членом конференции был молодой Кароль Войтыла.Сегодня дело Озанама продолжается в 130 странах, насчитывает 42 650 конференций, объединяющих 875 000 членов.

«Нашей целью было сохранение в себе чистоты католической веры и распространение ее посредством дел милосердия», писал Озанам в 1835 г.

Профессор и ученый

Послушный воле отца, он изучал право, а личным его увлечением была литература. В апреле 1835 г. получил диплом по литературе, а в августе по праву. В 1836 г. становится доктором права и, вернувшись в Лион, начинает адвокатскую практику. Одновременно продолжает изучать литературу и в 1839 г. блестяще защищает написанную на латыни докторскую диссертацию «Сошествие героев в ад у древних поэтов» и по-французски «Божественная комедия и философия Данте» .

В 1839-1840 Озанам преподает торговое  право в Лионском университете, а в 1841 г., победив в конкурсе, становится профессором литературы в Сорбонне. Через три года он получает кафедру литературы.

Озанам всего себя отдавал молодежи. Всегда тщательно готовился к лекциям, работая ежедневно по 16 часов. О нем говорили, что он «готовил свои лекции как бенедиктинец, а произносил как прирожденный оратор». Знаменательно свидетельство Э.Ренана (1823-1892: «После его лекций мы всегда выходили с новыми силами, готовые к великим свершениям», «О, этот Озанам! Как мы все любили его!».

Одновременно с преподавательской работой, продолжал научные исследования, плодом которых были публикации «Цивилизация в V веке»,

«Германцы до христианства», «»Христианская цивилизация и франки», «Францисканские поэты Италии 13 века».

Фредерик Озанам возражал тем, кто считал, что христианство уничтожило цивилизацию древности и затормозило развитие культуры языческих народов. Наоборот, говорил он, именно христианство подняло культуру на  высочайший уровень,  и без христианства невозможен был бы прогресс цивилизации. Он доказывал, что Католичество является истинной религией Откровения и ближе всего приближает человеку Творца и его предвечную любовь. «Научимся же защищать наши убеждения без ненависти к нашим противникам, любить тех, кто думает иначе… Надо винить не времена, в которые мы живем, а самих себя».

Муж и отец

23 июня 1841 г. Фредерик Озанам обвенчался с дочерью ректора Лионского Университета Амели Сулякруа. Прожили они вместе 12 лет, полных счастья, несмотря на кресты, на которые не скупилась жизнь. Двое первых детей родились мертвыми. Третий, Мари, несмотря на угрозу смерти, родилась 7 августа 1845 г.

Фредерик горячо любил Амели и дочку. Когда обстоятельства разлучали их, каждый день находил время для написания письма, где говорил о своей любви и тоске, делился впечатлениями, а также рассказывал множество интересных и забавных историй - все для того, чтобы обрадовать свою любимую Амели. У него стало традицией дарить жене 23 числа каждого месяца  (день их Венчания) букет цветов. 23 августа 1853 г., смертельно больной, Фредерик подарил любимой Амели веточку мирта, которая у древних поэтов символизировала чувствительность и любовь.

В завещании 23 апреля 1853 г. он пишет: «Я прощаюсь с моей нежной Амели, которая была радостью и красотой моей жизни и заботы которой меня так сладостно утешали и в этом последнем году моих страданий; благодарю ее от всей души и ожидаю на Небе: там только я смогу ей дать ту любовь, которой она заслуживает. Даю моему ребенку свое отцовское благословение: во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Мне грустно оттого, что я не смогу дальше заботиться о ее воспитании, но я ее без сожаления поручаю ее добродетельной и любимой маме».

Политик и публицист

Озанам жил во времена реставрации монархии. Пережил две революции: июльскую (1830), которая лишила трона Карла X и февральскую (1848), которая свергла Луи-Филиппа.Во время последней был убит парижский архиепископ Дени Аффре.

Отношения государства и Церкви складывались не лучшим образом. Отстаивание прав Церкви встречало сопротивление секулярной среды.

Также это было время нарастающего классового антогонизма, особенно в промышленности. Рабочие подвергались обнищанию и нарушению своих прав.

Озонам не остался равнодушным к этим проблемам. В 1830-1836 гг. он сотрудничал с журналом «L’Avenir», органом либеральных католиков. С 1848 г. стал работать в газете «L’Ere Nouvelle». Озанам был католиком и это определяло его взгляды. Он считал, что решением проблем общества не является ни социализм, уничтожающий семью и частную собственность, ни экономический либерализм, целью которого является нажива и который не считается с человеком. Выходом было согласие богатых и бедных, законодательство, защищающее права рабочих, каритативная деятельность, распространение просвещения. «Варварам нового времени», как называл Озанам рабочих, надлежало открыть универсальные ценности Церкви.

Фредерик был верным сыном Церкви. Дважды встречался с Папой Григорием XVI и Пием IX. Всегда защищал Церковь и Папство. Он писал: «Ортодоксия есть нерв и сила религии. Без нее любое католическое сообщество бессильно». В завещании написал такие слова: «Нет иного спокойствия духа и сердца как только в вере Церкви и под ее авторитетом».

Внутренняя жизнь

Озанам считал великим счастьем то, что он родился и воспитывался в католической семье. Кроме недолгого периода кризиса, он был человеком глубоко верующим и практикующим свою веру. «»Отец вставал между 7 и 8 часами утра и никто не видел, чтобы он засыпал либо просыпался без молитвы. Утром молился и читал фрагмент текста из своей греческой Библии, над которым потом медитировал около получаса.»

Озанам придавал огромное значение религиозным практикам: «Верую в культ как исповедание веры, как символ надежды, как земную реализацию любви Бога. Поэтому исполняю по мере своих сил духовные практики, к которым привык еще с детства. В Таинствах и молитве нахожу неизменную опору в своей жизни».

Он понимал, что вера мертва, если ей не сопутствуют дела. Следствием этого понимания было добавление к благодарственной молитве после Св. Причастия какого-нибудь дела милосердия. Не раз видели, как он, выйдя из церкви, направляется в пекарню, покупает хлеб и относит его какой-нибудь бедной семье.

За св. Франциском

В познавательных и научных целях Озанам много путешествовал. Он посетил Германию, Англию, Бельгию, Испанию. Особенно близкой ему стала Италия, родина Данте и св. Франциска. Путешествовал по Италии четыре раза, в 1847 г. посетил Ассизи. В письме братьям так описал свои впечатления: «Думаю, что никакой санктуариум, даже в Риме не сравниться с Мессой у гроба св.Франциска. .. Мы увидели все места, освященные присутствием св. Франциска и св. Клары: дом, в котором Франциск родился, место его обращения; место, где его запер разгневанный отец; место, где он бросился на терновые кусты и где теперь, спустя 600 лет, растут белые розы; место, где Франциск умер - Порциункулу, церковь св. Дамиана…. Мне и Амели доставило немало радости вспоминать в тех местах то, что мы читали в «Цветочках» и видеть образы старых мастеров, полных веры и чистоты…»

Плодом путешествий стал цикл статей о францисканских поэтах. Эти работы были опубликованы в 1852 г. в книге «Францисканские поэты 13 в.» В ней исследуется поэзия св.Франциска и первых поколений его последователей. В ней также  помещены переведенные на французский (совместно с женой) 33 главы «Цветочков св. Франциска». Несколько раз переиздаваемая и ставшая популярной, эта книга способствовала новому открытию св.Франциска как поэта, далекого предшественника Ренессанса.

В письме от 22 июня 1853 г. Озанам пишет о благодарности, которую высказал ему генерал Ордена Францисканцев: « Генерал причислил меня к францисканской семье и сделал соучастником заслуг Братьев Меньших, которые работают и молятся во всем мире. Был я также присоединен, как наш друг Данте, к тому Ордену, в чей хабит были облачены останки поэта…

Что касается меня, то у меня нет ни его гения, ни сварливой жены, как у него, ни шестерых детей…хоть и стал я его недостойным собратом в нищенствующем и странствующем Ордене…»

На этот текст ссылались те, кому хотелось бы видеть в Озанаме францисканского терциария. Однако анализ текста письма и отсутствие иных источников не позволяют однозначно говорить об этом факте. Это присоединение означает только участие Озанама в духовных благах Ордена.

Заключение

Закончил Фредерик Озанам свою насыщенную, хоть и короткую жизнь, в праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1853 г. в Марселе. Похоронен был в церкви Кармелитов в Париже. Процесс начался в 1925 г. и закончился признанием героических добродетелей в 1993 г. Беатификация состоялась 22 августа 1997 г. День памяти - 9 сентября.

Фредерик Озанам, не будучи терциарием, тем не менее имел «францисканскую душу», чуткую ко всякой человеческой беде и восприимчивую к красоте природы. Для франциcканцев-мирян он должен быть примером благочестия, открытости к ближнему и деятельно участия в изменении мира в христианском духе.

О. Алоизий Паньчак, OFS

святые

Previous post Next post
Up