Открытое письмо Сергея Гармаша, прочитанное им на закрытом сборе труппы «Современника», буквально взорвало театральную и околотеатральную общественность. Видимо, устав от бессобытийности карантинного сезона, все, кто мало-мальски ассоциируют себя с театральным процессом, решили прокомментировать «скандал», привести какие-то немыслимые аналогии чуть ли не с неприятием Анатолия Эфроса на Таганке. Особенно истерично педалируется тот факт, что Виктор Рыжаков занял кресло худрука, когда тело Галины Борисовны Волчек еще не было предано земле. Вспоминаются упреки Гамлета в адрес Гертруды, выскочившей замуж, не износив башмаков, в которых она шла за гробом мужа.
«Современник» для меня родительский дом, если бы не Галина Борисовна Волчек и Олег Павлович Табаков, не знаю, как бы сложилась моя судьба. Я в этом театре прожил много лет и буду ему обязан до конца жизни. Именно поэтому рискну высказать свою точку зрения.
Сергей Гармаш - выдающийся артист. Думающий, с мощнейшей фактурой и индивидуальностью. С гордостью скажу, что попал он в «Современник» после очередного нашего с Валерием Фокином смотра выпускников театральных вузов (подбор новых артистов среди дипломников входил в наши обязанности). Да, он в последние годы был рядом с Галиной Борисовной, и многие видели в нем преемника, Она и сама этого не скрывала. И вот Галина Борисовна уходит из жизни.
Что же дальше? В истории «Современника» были две эпохи. У его основателя Олега Ефремова была очень внятная программа. «Дети ХХ съезда» - так они себя называли сами - считали, что советский театр в условиях культа личности стал пафосным и фальшивым. Ефремов внес революционную по тем временам эстетику, в которой появились живые люди, говорившие современным языком, похожие на людей в зрительном зале. Открылись новые имена драматургов, артисты стали играть по-человечески узнаваемо. И это была творческая концепция ефремовского «Современника». Вполне авторская концепция, хотя режиссура Ефремова принципиально отличалась от по-настоящему авторского театра Георгия Товстоногова или Анатолия Эфроса. Ефремов провозгласил свою режиссуру как комментарий к игре артистов. Поэтому при нем ставили все. Тем не менее, у «Современника» было свое лицо, не похожее ни на один другой театр.
После ухода Ефремова в МХАТ наступила эпоха Галины Волчек. Она была гениальным руководителем театра. Крепким, но средним режиссером. В течение сорока лет Галина Борисовна вела этот корабль через бури, шторма, рифы и мели. Она приглашала к себе все модное - драматургов, артистов, режиссеров. Когда-то позвала Анджея Вайду, а потом не побоялась Кирилла Серебренникова с его «Голой пионеркой» и другими эпатажными спектаклями.
Галина Борисовна - мой кумир, моя вторая мама. Но должен признать: художественной программы у нее не было никогда. Методологии, технологии, концепции - не было. Не случайно она никогда не преподавала. Почти на каждой ее постановке рядом с ней работал еще один режиссер. И нередко именно он был идеологом спектакля.
К чему театр пришел сегодня? Абсолютная спонтанность репертуара. Непомерно раздутая труппа.
Отсутствие творческой программы. Неузнаваемость. «Современник» стал площадкой, на которой можно играть все, что угодно - как в антрепризе.
Для театра в такой ситуации всегда - два пути.
Первый: продолжение того, что было. Что, конечно, невозможно, потому что Сергей Гармаш - фигура далеко не того уровня, какой была Галина Волчек, обладавшая фантастическим обаянием и умением общаться с внешним миром. Поэтому у «Современника» всегда были мощнейшие спонсоры и покровители. Высокие зарплаты. Гастроли. Отпуска в «бархатный сезон».
Второй - появление худрука, лидера с четкой и сильной художественной, политической, идеологической и, главное, творческой программой. Что и было сделано. Считаю, что депкульт во главе с Александром Кибовским нашел очень правильную кандидатуру в лице Виктора Рыжакова, давно доказавшем свою состоятельность - режиссерскую, преподавательскую, методологическую. И при этом хорошо понимаю, какие трудности ему предстоят - возможно, не меньшие, чем у Сергея Женовача, пришедшего в МХТ, где труппа также была избалована потрясающими менеджерскими качествами Олега Павловича Табакова.
Вообще, пожалуй, каждый российский (советский) театр переживал в своей истории аналогичные периоды: когда во главе стоял сильный худрук, он был театром, когда худрука сменял директор или артист - прокатной площадкой. Так БДТ был великим в эпоху Товстоногова. И снова вернул свое лицо - обновленное, разумеется, - при Андрее Могучем. То же было с Ленкомом, причем неоднократно. И что сейчас будет с «Ленкомом», когда после смерти Марка Захарова, им управляет директор? Школа драматического искусства была театром мирового уровня, когда ее возглавлял Анатолий Васильев, потом был период Дмитрия Крымова, но - что теперь? Прокатная площадка, где может быть все, что угодно.
Я желаю успеха прекрасному артисту Сергею Гармашу. Но еще больше желаю успеха Виктору Рыжакову. Потому что уверен, что ему удастся вернуть «Современнику» статус театра со своим неповторимым творческим лицом.