Sep 30, 2019 13:32
В Москве внезапно настала осень, а вместе с ней пришло резкое осеннее обострение. Оно во всем - в природе, в головах. Очень сильная концентрация отрицательных событий, которые провоцируют агрессивную реакцию. Прежде всего - уход из жизни Марка Анатольевича Захарова. Не буду давать характеристику этой крупнейшей личности. Скажу только, что он - в списке наших самых великих, кого Россия предъявляет миру, от Станиславского, Немировича-Данченко и Мейерхольда до Товстоногова, Эфроса, Любимова. Да, Марк Анатольевич - в этом ряду, убежден.
И меня радует - если в данном контексте уместно это слово - что огромное количество театральных людей, исповедующих непримиримые эстетические взгляды, едины в своем взгляде на творчество Захарова. Не в качестве дани уважения ушедшему мэтру, а по сути. И здесь важен не только собственно его режиссерский метод, его театр, но и то, что он вызвал - любовь к театру, кино, искусству. И как он вокруг себя это искусство много лет излучал.
Мне очень повезло - я помню спектакль Марка Анатольевича в театре МГУ «Хочу быть честным». Мы с Толей Васильевым были студентами 1 курса ГИТИСа, и ставили там же. «Хочу быть честным» мы смотрели каждый раз. Потом посчастливилось много лет быть с ним на кафедре режиссуры, слышать его выступления, комментарии к экзаменам - просто фантастические, читать его книги. На совещаниях с мэрами, с президентом, с большими начальниками Захаров всегда говорил так, как будто он общается с коллегами. Он не просто хотел - он был честным.
Когда я слышу отдельные голоса, что он что-то не подписал, против чего-то не протестовал, не тому улыбался, хотел для своего театра что-то такое получить, чего не было у других, и прочую подобную «критику» - это абсурд. Потому что то, что он сделал для театра, для культуры - дай бог, чтобы какая-то еще фигура выросла до этого масштаба.
Параллельно с потерей Захарова - история с Леонидом Хейфецом. Вернее, на самом деле, нет никакой истории. Но обезумевшие от жажды скандального информационного повода СМИ бесконечно звонят: расскажите про Хейфеца, позвоните ему, спросите, он ударил кого-то ножом, на него заводят уголовное дело… Леонид Ефимович Хейфец - выдающийся режиссер и педагог. Но давным-давно не попадалось мне рецензий на его спектакли. Мне не звонили по поводу его прекрасных выпускников. Зато стоило ему заболеть, к нему появился «интерес». Из человеческой беды начинает раздуваться какая-то ерунда - унизительная для человека его таланта и его места в нашей культуре. Многие, вероятно, впервые услышали, что есть такой режиссер. И для них Хейфец теперь - это вовсе не мастер, который недавно поставил замечательный спектакль «Пигмалион» в театре Маяковского, а старый псих, набросившийся с ножом на врача скорой помощи.
Ощущение, что люди у себя дома со своими детьми, родителями, ТВ, соцсетями ущербны и не самодостаточны. Всем интересно, что сказала психически нездоровая девочка в ООН. О чем говорили по телефону Зеленский и Трамп. А тут - просто сенсация: Медведев запретил курить на балконе!!! Такое бурное обсуждение - нация вся поднялась!!! Дорогие, посмотрите, на своих детей, внуков, сослуживцев. Если некуда взгляд бросить, приходите в театр. Вот у нас 2 и 3 октября интереснейший спектакль «На Трубе». Послушайте, о чем говорили Чехов и Толстой и почему это также актуально сегодня. Или книжку почитайте. Музыку послушайте. Не зацикливайтесь на событиях, о которых буквально через пару недель никто даже не вспомнит, как не вспоминают, к примеру, свадьбу Собчак и Богомолова, еще недавно казавшуюся некоторым главным событием жизни. Жить своей жизнью - неужели это менее интересно, чем жить инфоповодами прессы, которая уже вся пожелтела - очевидно, вместе с осенними листьями?