Jan 19, 2017 18:46
В каждой стране своих художников, артистов, режиссеров любят и награждают. В Японии - есть Орден Хризантемы, во Франции - Орден Почетного Легиона. У нас при советской власти давали звания заслуженных и народных артистов. Эти звания были не только знаком признания артиста, но еще и обеспечивали определенные материальные блага - зарплату, гонорары за съемки, размер разовой ставки за выступление, право на дополнительные квадратные метры, особую поликлинику и многое другое. И всегда было важно, особенно в провинции, сколько человек в труппе имеют звания, в каком возрасте тот или иной артист их получил. Например, в балете, где танцовщики рано уходят на пенсию, было принято, что совсем юные балерины получают звания «народной артистки» - Плисецкая стала народной РСФР в 30 лет, а в 34 - уже народной СССР.
В 90-е годы мы с этой традицией решительно «порвали». Подражая «американской» модели поведения, мы перестали называть себя по отчеству и указывать звания на афишах. Кто-то от званий, полученных «в совке», и вовсе гордо отказывался. Тем временем, находились и такие прозорливые люди, которым быстренько эти самые звания присваивали. Потому что получить их в те годы было так же легко, как «научную степень».
Потом вновь все стабилизировалось. Ничего нового не придумали, традиционные советские звания опять вошли в моду. И когда ведущие объявляли появление на сцене народных артистов СССР (в начале 21 века их осталось совсем немного, и список по понятным причинам уже не обновлялся), зал неизменно разражался овациями.
Правда, никаких преференций все эти «народные» и «заслуженные» уже не гарантировали. Помню, как Люба Полищук, получив звание народной артистки РФ, спросила: «И что теперь?» Я ответил: «Будет проще получить место на кладбище». Звание на сегодняшний день - это просто знак признания заслуг артиста перед культурой, перед страной, перед родным театром, перед зрителями, которые этого артиста любят и которому аплодируют.
Но именно теперь добиться получения звания для артиста, стало почти невозможным. Почему? По какой- причине?! Это не заденет бюджет страны, не оголит казну, не обяжет чиновников дать лишнюю квартиру или налоговые льготы. Тем не менее, отказ за отказом вот уже несколько лет приходит к нам в театр в ответ на наградные документы о предоставлении почетных наград и званий нашим артистам и сотрудникам.
Буквально вчера получили очередной « отлуп», где написано: «Ваши ходатайства о присвоении почетных званий Российской Федерации работникам ГБУК г. Москвы «Московский театр «Школа современной пьесы», рассмотрены на заседании Экспертного совета при Министерстве культуры Российской Федерации и в настоящее время не поддержаны».
С некоторым трудом, но понимаю, что Экспертный совет не поддержал ходатайство о присвоении звания Вере Михайловне Харламовой, которая вот уже полвека работает в российских театрах, много лет была заместителем директора театра в Хабаровске, и, выйдя на пенсию, работает билетным кассиром, потому что не представляет себе существования без театра. Могу еще как-то принять, что не поощрили Ивана Мамонова или Алексея Гнилицкого, играющих много лет в нашем театре главные роли. Но не дать почетного звания Елене Всеволодовне Санаевой, которую знают люди разных поколений, которую любят и которой устраивают овации на каждом ее спектакле, отказать в награде Татьяне Васильевой, Татьяне Веденеевой - этого понять не могу.
Позвонил в родной Департамент культуры Москвы - там сказали, что и сам министр удивлен такому решению. Ознакомился с составом Экспертного совета - авторитетные люди. В чем же дело? И вот пришла такая мысль. Недавно открыл один толстый журнал и с изумлением обнаружил себя в списке редколлегии. Никогда я в ней не заседал, никогда мне не присылали текстов для этого издания… Так вот, может быть и Экспертный совет Минкульта работает по тому же принципу?
Иосиф Райхельгауз, лауреат государственной премии Турецкой республики, профессор Тегеранского университета, обладатель ордена Святой Анны (Болгария), лауреат высшей театральной премии Индии и пр.