С самого детства мне запомнилась картинка в одном журнале, где страницы этой книги были заложены добротным кожаным ремнём вместо закладки. Может быть поэтому "Педагогическая поэма" и представлялась мне набором каких-то правил и приёмов воспитания, на которые опираются школьные учителя, воспитатели детского сада и родители. Но ведь это просто стереотип. А про что же книга Антона Макаренко на самом деле?
Честно говоря, я не ожидал того, что она меня так "затянет". Но буквально с первых страниц я понял, что меня ждёт захватывающее чтение. Может быть потому, что язык изложения, что называется, "живой", а может и потому, что история Макаренко напомнила мне замечательный фильм "Республика ШКИД". Это не учебник по педагогике, как я думал раньше, а просто история жизни одной колонии для несовершеннолетних беспризорников.
Каждая глава - это отдельная история. Со своими героями, какими бы они не были. И эти истории и герои порой смешные, а порой страшные. А иногда всё так перемешано, что невольно начинаешь улыбаться там, где казалось бы, плакать нужно.
Время, конечно, было весёлое и разудалое - беспризорники доставляли немало хлопот населению. Да и сами воровали и грабили не от хорошей жизни. И по описанию автора, они были озлоблены, неуправляемы и опасны, у каждого за плечами была преступная жизнь. Но когда в 1922-м году начала свою деятельность колония им.Горького (одна из многих в то время), Макаренко специально не интересовался этой прошлой жизнью ребят, а сосредотачивался на их теперешней жизни. За что и бывал осуждаем инспекторами из губнаробраза.
Конечно, найти общий язык с ребятами удалось не сразу - они продолжали воровать еду с общего склада, грабили селян на дороге, сбегали с работы, но Макаренко видел, что "колония им нужна". Количество воспитанников постепенно увеличивалось, а толкового снабжения не было. Но хождение по инстанциям, обивание порогов и выбивание средств привело к тому, что колонии выделили бывшее имение помещиков Трепке.
Вот тут-то и развернулась колония. Восстанавливали здания, начали пахотные работы, обзавелись хозяйством. Не сразу, постепенно. А тем временем образовывался коллектив. Хотя, далеко не сразу всё наладилось - селяне ещё долго жаловались на ограбленные погреба. Иногда бывали и стычки колонистов с деревенскими.
Подробно пересказывать сюжет книги смысла нет. Скажу лишь, что я был неоднократно удивлён во время чтения. Меня поразило то, с каким размахом развивалась колония - у ребят были и коровы, и кони, и свиньи. Поля были засеяны хлебом. Про голод позабыли. Когда к одной колонистке посватался парень из селян, то в приданое ей совет командиров выделил "корову с теленком симментальской породы, кобылу с лошонком, пятеро овец, свинью английской породы... а также и инвентарь, и семена, и запасы кормов, одежду, бельё, мебель, и даже швейную машинку". Да с таким хозяйством через несколько лет можно было попасть под раскулачивание, так-то...
А коллектив в колонии всё-же образовался. Дисциплина, разделение на отряды, сигналы горна, равнение на знамя... Наряды на работу, сводные отряды... Колония стала целым миром для ребят. Они уже сами ощущали себя единым коллективом. И одним из самых страшных наказаний было изгнание из колонии - и да, такое тоже случалось.
Но не расцвет хозяйства, и даже не "железная дисциплина" произвели на меня наибольшее впечатление, а то, сколько времени и сил было брошено на подготовку к переезду колонии в Куряж. Объединение с Куряжской колонией было непростым шагом - там всё пришлось начинать с самого начала, от обустройства жилых помещений и до формирования коллектива из пацанов с самым разным бандитским прошлым. Но "горьковцы" приехали, всех отмыли, побрили (в целях борьбы с педикулёзом), разбили на отряды и привнесли сюда порядок. Разумеется, и здесь не сразу всё организовалось, но этот самый первый шаг определил многое, хотя для Макаренко и его соратников, которые готовили Куряж к заезду колонистов, это дело казалось очень непростым.
Макаренко и его метод не вписались в систему "советского воспитания". Особенно ему досталось, когда его метод раскритиковала Н.К.Крупская (хотя об этом в книге нет ни слова). И ему пришлось оставить колонию. Но для нескольких сотен ребят колония им.Горького стала путёвкой в жизнь. Кто-то стал слесарем, кто-то доктором... А кое-кто пошел по его стопам и посвятил свою жизнь работе с детьми. По "системе Макаренко". Немало сделано.
Так что эта книга произвела на меня очень сильное впечатление. Прочитал её с удовольствием. А заодно есть над чем призадуматься.
Удачи Вам и успехов!