В своей первой книге Брюс Тулган рассказывал о главной задаче любого менеджера - об управлении людьми. Он считает, что в большинстве случаев руководители занимаются не тем чем нужно, а "тушением пожаров". По его же мнению спасательные работы следует отложить на потом, а заняться "конструктивным общением с персоналом". И этому подходу посвящена книга "
Быть начальником - это нормально".
В своей новой книге автор утверждает, что в течении двадцати лет изучал проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются руководители и выделил из них двадцать семь наиболее часто встречаемых.
Это и боязнь потерять лучших сотрудников, и
работа с конфликтами в отделе (или организации), и управление в условиях зависимости от третьих лиц, и мотивирование персонала на сверхурочную работу, и обучение работников самоорганизованности... Действительно, все проблемы серьезные и заслуживают непосредственного внимания руководителя, а автор грозится их все решить.
Что же, Брюс Тулган занимается исследованиями менеджмента уже очень давно, его считают экспертом в этом вопросе, он издает книги, печатает статьи в разных бизнес-изданиях, читает лекции в Йельском университете и возглавляет фирму Rainmaker Thinking, которая специализируется на исследованиях вопросов управления и корпоративного обучения. Так давайте же посмотрим на способы решения проблем, которые предлагает автор.
На самом деле Брюс Тулган повторяет всё ту же мысль, которую он озвучивал в первой книге - руководителю необходимо постоянно общаться со своими подчиненными. Всё время интересоваться работой своих сотрудников, направлять их и контролировать процесс. И всё вроде бы правильно, но...
Постоянное повторение одной и той же идеи начинает откровенно надоедать. То что можно повторить десяток-другой раз в этой книге повторяется ежестранично, причём не по разу. Через некоторое время эту идею мозг уже отказывается воспринимать и текст читается "по диагонали". У меня несколько раз возникал соблазн забросить чтение. Останавливало лишь то, что в целом-то идеи, излагаемые автором верные, хоть и приходится их из книги вынимать "по крупицам". А перелистнув последнюю страницу этой книги, я сказал себе: "Уф, наконец-то я её дочитал..."
При этом я согласен с автором, что конструктивное общение с подчиненными нужно. То что в книге называется "недоуправлением" наверняка знакомо любому руководителю (если он, конечно, не "суперзвезда" в менеджменте). Например, я сам недавно получил весьма полезную обратную связь от своих сотрудников, которые указали мне на огрехи в моём подходе к обучению и развитию персонала. Так что польза от правильного общения несомненно есть. Но "долдонить" о ней всю книгу...
При этом для себя отметил один интересный момент - автор обозначил четыре принципа, о которых мечтает руководитель в отношении своих подчиненных. Как обычно бывает в таких книгах, ничего нового, но зато сформулировано чётко и понятно. Вот эти принципы:
1. Управление своим временем (проще говоря, тайм-менеджмент)
2. Межличностные коммуникации (т.е. умение общаться с коллегами по работе)
3. Организованность (т.е. правильное использование способов, средств и инструментов, применяемых в работе)
4. Основы решения проблем (т.е. нужно иметь алгоритм действий на случай "аварии")
Поясню: если сотрудник умеет управлять своим временем, не опаздывает на работу и верно распределяет свои силы при выполнении задания, легко находит общий язык с коллегами, поставщиками или клиентами, свободно ориентируется в 1С или, как в случае моего отдела, умело пользуется инструментами Eplan, а вдобавок ко всему ещё и не растеряется в нештатной ситуации и предложит решение возникшей проблемы, то такой сотрудник должен стать ну, просто кладом для работодателя. Или "суперзвездой". Вполне серьезно :-)
Но ждать пока сотрудник сам до всего этого дойдёт автор считает неверным. Руководитель должен обучать этим принципам своих подчиненных, он должен быть заинтересован в развитии сотрудников больше всех, поскольку это один из способов поднять эффективность своего отдела или предприятия.
Так что книга правильная, но мне её читать было трудно. Впрочем, моё личное мнение может не совпадать со мнением издательства - отзывы об этой книге в интернете только положительные.