Я не такой уж большой любитель поэзии. Стихи я воспринимаю далеко не все, просто мне либо нравится, либо нет. Я могу раскрыть книгу на случайной странице и внезапно «вчитаться». Так, например, я для себя совершенно случайно открыл поэзию Артюра Рембо.
К некоторым авторам я пришел через авторскую песню. Так Татьяна и Сергей Никитины открыли для меня Геннадия Шпаликова. Именно его книгу из серии «Зеркало ХХ век» я купил первой (была такая серия в конце девяностых). И следом за Шпаликовым я приобрёл издание Александра Галича.
Но сложилось всё так, что эта книга осталась непрочитанной. Я уже успел отслужить в армии, переехать в другой город... Да много чего произошло с тех дней. Но это издание я лишь недавно забрал с книжной полки в родительском доме. Итак, пришло время и для прочтения этой книги (спустя более двадцати лет).
Как автора некоторых песен я Галича слышал. Не то чтобы я был от этих песен в восторге - это были странные песни про жизнь в СССР, но совсем не радостные и первомайские.
Стихи в этом собрании тоже такие же. И в такой концентрации они на меня произвели, в основном, тягостное впечатление. Даже не смотря на то, что очень много стихов шуточных, юморных. Складывается впечатление, что при Союзе всё было плохо, люди боялись каждого взгляда, каждого шороха, что все только и делали, что «стучали» друг на друга. В его стихах есть и «лагерная» тема, хотя сам Галич лагерей избежал.
А уж если ты еврей, то твои дела совсем плохи - в одном стихотворении автор ради шутки в графе «национальность» написал «еврей» и вся его налаженная за долгие годы жизнь пошла под откос (это «юморное» стихотворение, если что).
Неужели при Союзе действительно было всё так плохо? Я не жил в то время, когда писал Галич. Я не слушал его концертов (пара случайно услышанных песен не в счёт). Но я знаю, что Галича называют голосом своего поколения, что он выступал со своими концертами по «домашним концертам», что он конфликтовал с властями, критиковал в своих песнях и стихах существующий строй и был под надзором КГБ за свою концертную деятельность.
Я некоторые стихи могу воспринимать просто как поток красивых звуков, как вокализ. Стихи Александра Галича другие - они прежде всего несут содержание.
При этом чувствуется, что его стихи сильны, они могут «зацепить». Видимо, не зря он какое-то время являлся членом Союза писателей СССР (откуда потом был исключен). Есть в его стихах что-то такое, что может «достучаться» до твоего сознания. Здорово, но такой мрак!
И просто как луч солнца среди туч на страницах этой книги встречаешь киноповесть «Верные друзья». И фильм-то этот яркий я помню, и ощущение от него положительное тоже. И этот сценарий, хоть он и пропитан краснознамённостью и социалистической идеей, замечателен! Да, многие моменты кажутся наигранными и наивными, но они добрые и полны оптимизма, что всё будет хорошо!
Намного мрачнее воспринимается следующая пьеса о жизни одной еврейской семьи «Матросская тишина». Это очень хорошая пьеса, с самыми разными героями, про жизнь, про историю, про неудобные ситуации, про несчастную любовь и про надежду на будущее. Я не знаю, ставил ли её какой-нибудь театр, поэтому просто представлял себе как это может выглядеть на сцене - это должно быть здорово!
В общем, вот такие смешанные чувства пробудил во мне Александр Галич.
Удачи Вам и успехов!