Ещё в те времена, когда сам был школьником, по телевизору видел передачу об учителе младших классов, который внедрял собственный подход к учебному процессу. Запомнилось мне как для того, чтобы дети точно записали задание в дневник он его диктовал, а затем просил учеников поменяться дневниками с соседом по парте и проверить запись. Имени этого учителя я уже не вспомню, но его тогда очень хвалили родители школьников и некоторые учителя. Лишь некоторые. А другие оспаривали его подход.
В отношении Ромены Августовой и её методики наверняка тоже возможны расхождения во мнениях. Кто-то будет считать её логопедом от Бога, а кто-то лишь скептически хмыкнет.
Но факт остаётся фактом - Ромена Августова помогает детям. Причём она работает с «особенными» детками. Эта книга рассказывает о её методике обучения детей с синдромом Дауна.
К сожалению, методика описана не подробно. Здесь вы не найдёте конкретных указаний как в учебнике что делать и в какой последовательности. Но зато описываются основные принципы и подходы.
Прежде всего меня поразило очень уважительное отношение преподавателя к детям - оно очень напомнило мне книги
Адели Фабер и Элейн Мазлиш, для них уважительное общение с детьми основное правило. Кроме того Ромена Теодоровна никогда не говорит, что ребёнок «необучаем». И ни в коем случае не «вешает ярлык» на ребёнка.
При этом довольно критически относится к родителям, которые нетерпеливо требуют результата как можно скорее. Она сравнивает развитие ребёнка с молодым деревцом - никому же не придёт в голову тянуть его за вершину, чтобы оно быстрее росло. И никто не станет сам раскрывать бутон у цветка - природа сама определит момент его раскрытия.
Некоторые элементы методики в книге всё-таки описаны - например для старта речи Ромена Теодоровна предлагает акцентировать отдельные слова, такие как «Упало!», «Нету!», «Пусто!» и так далее.
Автор рекомендует читать ребёнку книги вслух, но не всякие. Например, пушкинскую «Сказку о царе Салтане» считает очень сложной для восприятия, несмотря на красивый слог. Ну, если задуматься, то так и есть - пиры, цари, «княжьи шапки» и прочие устаревшие слова непросты для восприятия. Школьник Андрюшка тоже не все обороты речи понимал и их приходилось объяснять. Поэтому автор рекомендует идти от простого к сложному и начинать, например, с «Колобка» и «Семерых козлят». А до Пушкина потом можно дойти, когда дитя подрастёт.
Автор также предлагает сочинять несложные стишки, описывающие действие, которое сейчас совершает ребёнок, и сопровождать это действие декламацией. Приведу пример своего авторства:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идём с тобой гулять!
Будем бегать, будем прыгать,
И с ребятками играть!
В садик мы с тобою едем,
Едем на велосипеде...
Но самый большой раздел книги посвящен даже не развитию речи как отдельного элемента, а совместному развитию интеллекта и речи.
Было у нас в школе такое упражнение - «изложение», когда учитель читала текст, а мы должны были его потом записать по памяти. Очень похожее на это «изложение» упражнение выполняют дети под руководством Ромены Теодоровны - они надиктовывают письма. И с каждым новым письмом постепенно осваивают не только навыки речи, новые слова и обороты, но и «натаскиваются» правильно эти знания использовать. Читаешь и понимаешь, что её подопечные с особенностями развития (синдром Дауна, ДЦП и другие заболевания) говорят порой более литературной и цельной речью, чем их «нормальные» сверстники.
Детям требуются тренировки, активные и постоянные. Как занятия спортсменов или музыкантов. С доведением навыков до автоматизма.
Видимо, здесь работает
правило «10 000 часов» - чем больше практики, тем выше результат. Такая методика и обычным детям была бы полезной, но «раз нет проблем, то зачем дополнительно заниматься»?
Жаль, что методика не раскрыта до конца, она была бы полезна многим детям (и родителям). Но у Ромены Теодоровны есть и другая книга -
«В начале было слово». И в ней, если верить отзывам, автор подробно описывает, как на практике осуществлять и внедрять те принципы, которые были изложены в её первой книге. Что же, значит есть ещё чему поучиться.
Удачи Вам и успехов! И почаще обнимайте своих детей!