(no subject)

May 30, 2009 23:23


Порты у людей и компьютеров,
или
Занимательно про средства коммуникации

Человек похож на компьютер, подключённый к сети.


У компьютера есть 65365 виртуальных портов, или точек входа, через которые его программы осуществляют коммуникацию с внешним миром, т.е. с другими компьютерами. Для каждой службы - свой порт. Появляется новая серьёзная программа - ей присваивается свой номерок. Неслабое число - более полста тысяч портов, которые могут быть заняты! Разработчики коммуникационных протоколов позаботились, чтоб хватило надолго :).

Я раньше представлял себе эти порты как такие пронумерованные дверки в домике-компьютере, каждая программа-служба стучится в свою дверку. Тут посмотрел в умной книжке (Олифер В. Г., Олифер Н. А. Компьютерные сети. СПб., 2003. С. 551-560), оказалось, что компьютерщики называют портом не только точку входа, но и сам процесс, саму службу, выстраивающую в очередь пакеты информации, их вход-выход.

Навело на размышления.


Суть возникшей аналогии такова: эволюция средств коммуникации и переход человека от простых к всё более сложным СМК подобны тому, как начинают использоваться новые порты у компьютера. В смысле, можно предположить, что и у человека есть для новых вариантов коммуникаций какие-то новые порты, новые точки входа.

В темно-зеленом прошлом человек пользовался буквально одним-двумя портами: одним - для устного
общения, другим, когда припрёт - для почтовой переписки (она ж не так и часто была нужна). Тысячелетиями человеку хватало для общения устной речи, огромные философские и религиозные учения распространялись почти исключительно таким способом, и это казалось вполне естественным.

Пришло время - человек изобрел сначала печатный станок, а затем - газету. Открылись и начали функционировать ещё два порта :). Дальше - быстрее: появилось радио, кино, телефон, а потом - телевизор; человек открыл в еще несколько портов и служб.

Нынешний период развития человечества (кода появился Его Величество Интернет) отличается прямо-таки лавинообразным наплывом новых СМК. Когда появилась электронная почта, думали, что круче этого уже и быть не может, но вот открывались порты и для новых служб: форумы, чаты, видеоконференции, ICQ, блоги, твиттер...

Сегодня скорость появления новых средств коммуникации такова, что человек не всегда за ними поспевает, и порой возникает вопрос: а открывать ли порты для этих новых способов коммуникации  :)?

Может быть, у нас в запасе ещё тысячи не открытых пока портов.

Может, конечно, они и не даны заранее, а инициируются появлением новых медиа.

Может, старые порты, у которых новые службы отнимают работу, будут со временем закрываться за ненадобностью, как когда-то у нашего предка выпала шерсть и отсох хвост. А может, просто сократится коммуникационная нагрузка на эти службы-порты, поскольку большая часть трафика пойдёт уже через другие, но в крайних случаях именно они (устная речь) будут выручать.

Поживем - увидим.

СМК

Next post
Up