Сначала мы ходили за грибами, потом грибы за нами.
(с) русский фольклёр на голандскую тематику
В конце лета 2013 года мне остро захотелось на Север. Оставалась ещё часть отпуска и было решено, что я с детьми рвану в город-герой Мурманск (и окрестности), бросив в Питере саму на себя жену с полугодовалым ребёнком… [Spoiler (click to open)]
Выехали мы: дочь 10-ти лет и сын 5-ти лет и я, с серьёзным отставанием от плана. Точнее с катастрофическим - вместо 8 утра в 14 часов. Естественно не по нашей вине... Техническую сторону путешествия представлял недоприводной Ford Escape с верхним багажником. Барахла у нас собой было всякого и на все случаи жизни (кроме загара) ибо путешествовать любим с удобными мелочами.
Дорога в Мурманск ничем не примечательна. Необычно хороша, может быть, по сравнению с большинством других дорог, но так пора бы уже. Первая остановка, размять булки и перекусить, была за мостом через р. Свирь на Вехкозере. Моё любимое место. Там давным-давно, видимо, был кемпинг, а потом всё развалилось... В этот раз место оказалось достаточно оживлённым - много легковых машин и несколько дальнобоев. Один из водителей тягачей угостил нас пол-ящиком венгерской сливы, с назиданием есть только такую. Они только что привезли её из Венгрии, но вместо дома их отправили куда-то за бумагой и всю сливу, припасённую для себя, сами они съесть не могли, вот и делились. Эту сливу хвалили за то, что у венгров не хватает денег на химикаты, потому слива эта очень экологичная. :)
Из-за позднего выезда всю культурную программу в виде посещения заповедника Кивач, пришлось отменить и просто ехать в дальше. После города проигравшей толерантности -- Кондопоги, на заправке, я устроил детям лежак на заднем сидении, скрутив втрое надувной матрас-кровать и надув его между первым и вторым рядом сидений. Детям были розданы спальники и мы поехали дальше. От новых ощущений дети вместо сна ещё час хихикали и ржали с заднего сидения, пока Морфей не накрыл их своим крылом. Всё было бы хорошо, но он видимо так и остался рядом, т.к. я явственно чувствовал его присутствие и в районе Сегежи решил прояснить ситуацию с этим попутчиком.
...проснулся я часов в 5, и почувствовав себя отлично рванул дальше. Всё было бы хорошо, но старец видать отлить выходил и вернулся. В итоге, на заправке ТНК у Пушного я проспал ещё часа два. Потом его спугнули дети и дальше мы ехали не зевая. Где-то в тундре устроили перекусон домашней ещё едой, погоняли машинку на радио, постреляли из пневмопестиков и поехали дальше. Дети валяясь, я - слушая музыку. Погоды за бортом стояли великолепные!
Небольшого, но отдельного отступления, заслуживает участок дороги между Сегежей и Кемью. Видно, что его уже делали. Его и сейчас делают. Но такой ужасной и коварной дороги нет нигде! Хороший асфальт перемежается с дырами, над которыми руль надо рвать на себя или волнами, на которых руль главное не выпустить -- ощущение, что сейчас взлетишь. Это какой-то специальный инверсный кусочек, акцентирующий внимание на качестве остальной дороги.
В Мурманск мы приехали около 17 часов. В качестве развлечения дети потребовали посещение Макдональдса. Плёвое дело, сказано - сделано! Но видимо не только мои дети в тот день решили развлечься в Макдональдсе. Ближайший, который нам подсказал Яндекс, был на Пяти углах. Увидев происходящее там, в нас взыграла национальная гордость и мы отлично поели в соседней блинной.
Осталось доехать до отчего дома и прорваться через КПП в охраняемую зону. Точнее наоборот.
Мурманчане, почти как жители Приморского направления Л.О. - безбашенные в своём вождении по извилистым дорогам. Ощутив в полной мере свою трусость я плёлся 90-110 км/ч отпрыгивая на обочину каждый раз, как видел в зеркале приближающееся авто...
До дома доехали без приключений, немного задержавшись в Долине славы.
Дом - это хорошо. Дом - это тепло, еда и... Всё это в Питере. Пока дети обживались на новом месте и заставляли соседей прислушиваться к новым звукам, мне пришлось сбегать в магазин и занять почетное место по другую сторону кормушки... Я столько не готовил за всю жизнь!!! Куда в них это всё влезает!?
Как я уже говорил, с погодой нам волшебно повезло. И утром, по солнышку, мы пошли - дети гулять, а я ними ностальгировать... Несмотря на то, что погода была солнечная, перепады температур соответсвуют северным широтам, времени года и рельефу - на солнце и в низине жарко, наверху продувает насквозь, в тени прохладно.
Прошлись по всему городку, по кругу, он вокруг сопки расположен. Лучше, к сожалению, ничего не стало. Тихо, чисто, аккуратно. Пятилетний сынуля был удивлен тем, что его сверстники гуляют одни и потребовал эксперимента на себе. Эксперимент одобрен был, но проведён небыл из-за отсутствия времени (да и желания у меня небыло). Зашли на нашу городскую сопку, где дети нарвали грибов. Пришлось долго уговаривать их выбросить эту добычу.
После обеда двинули за грибами. Год грибной, погода хорошая, дети в экстазе, настроение великолепное. Тяжело описать отличие сбора грибов на севере от их поиска в средней полосе. Там всё по другому, ландшафт, природа, экипировка... В двух словах - в Питере ищут, В Мурманске - собирают. Естественно, урожайность год от года разная, но это не критично. Подобной урожайности был год, когда я учился в классе пятом или шестом - мы с отцом приносили маленьких подосиновиков по паре ведер, по рюкзаку и ещё в куртки складывали. я тут ни причем - это всё папа. Мне такая грибалка удовольствия не доставляла -- сплошная работа. Мама тогда обещала нас из дома выгнать, если мы еще раз… В этом году было почти так же. Ещё на подъезде к гарнизону мы видели, как мужики загружали в машины мешки грибов...
Детям все грибы кроме подосиновиков и подберёзовиков были объявлены несъедобными и сбор грибов начался. Позже было приказано и подберёзовики не брать, а потом и большие подосиновики. Дочь носилась по «лесу» как угорелая. В общем всем понравилось. Самое приятное в полярном лесу, что если ты специально не лезешь в болото, то гулять можно в простой обуви, сапоги не нужны.
Во время прогулки пользовался Sports Tracker. Очень удобно, всегда можно посмотреть где ты относительно начала маршрута.
Дома нас всех ждал ужин, а дальше планы делились... У детей мультики и игры, а у меня опять кухня - приготовление грибов. Первый раз делал! После краткого инструктажа жены всё было сделано в лучшем виде, на сколько это можно сделать в первый раз. Мне понравилось, дети тоже ели. :)
План посещения малой родины был достаточно плотный. Сейчас уже и не вспомнить по часам чем мы занимались в какой день, но мы всегда что-то делали - гуляли или катались, играли (дети) или готовили еду (я).
Естественно мы покатались по всем (большинству) местных грунтовых дорожек, что бы посмотреть «что там»? После одного такого заезда обратный выезд был задним ходом. Почти весь путь. Я так много задним ходом, да ещё с препятствиями да поворотами ни разу не ездил.
Лодок, естественно подводных, что бы сфотографироваться на их фоне, мы не нашли. Как оказалось позднее, они выполняли боевые задачи по своему предназначению. Поэтому пришлось фотографироваться у тех достопримечательностей, которые остались доступны - знак на въезде в город и баллистическая ракета около одной из баз.
Посетили остатки объекта «штольня» и проехали по бывшей железной дороге... Бывшая, потому, что сейчас от неё только насыпь осталась, да и ту местами растащили. А ведь в школе мы по ней гоняли на дрезине...
В один из вечеров дети милостиво отпустили меня поностальгировать с одноклассником, который ещё со школы мечтал разгадать все тайны немецко-и-других-фашистских захватчиков в Заполярье и удачно этим занимался совмещая со службой. После первой бутылки ностальгического эликсира мы приступили к изучению добытых артефактов, массогабаритных макетов и реального имеющегося (официально!) оружия. Было решено, что детям просто необходимо увидеть остатки немецких укреплений, которые в своё время мы сами в остатки и превратили (о чем я сильно пожалел позже). Отдельно было указано, что на наши позиции ходить не надо ибо: (1) ничего там интересного нет и (2) идти надо через болото, которое никто не разминировал от противопехотных мин. Сама мина и её устройство были тут же продемонстрированы - просто снята с полки и продемонстрирована. Простая как грабли, надёжная как всё выпущенное в то время. По заверениям, если бы попался снаряжённый экземпляр, он бы сработал.
Сказано-сделано. Утром выветрив остатки ностальгии, экипировались и рванули по местам боевой славы. Место входа было найдено быстро, благо приметы достаточно яркие, да и в CityGuide местность очень хорошо проработана. Приехали, переоделись, утеплились и пошли. У детей это был первый горный маршрут. Достаточно быстро желание побегать вокруг меня сменилось легкой усталостью и они засеменили по тропе передо мной. И несказанно этим радовали так как смотреть под ноги они так и не научились, а влететь с разбега в крытую растительностью кучку камней чревато травмой, на которую я не рассчитывал. В общем их усталость пошла мне на пользу. Через 20 минут хода в гору детское желание между осмотром военных укреплений и возвратом к машине стало склоняться к последнему. Но тут на помощь пришли военные железки в виде гильз и трудно узнаваемых предметов, которые зарядили детей новыми силами и энтузиазмом. Восхождение продолжилось.
Тропа выходила наверх по ущелью, по одной стороне которого построен ряд укреплений. Горные укрепления - это отдельный вид архитектурнофортификационного искусства. К сожалению их фотографирование я не освоил ибо если не указать на что именно в этом каменном пейзаже смотреть, на моих фотках видны только скалы. Все окрестности щедро сдобрены стреляными гильзами и древней колючей проволокой, часть из которой ещё в мотках.
И вот мы на вершине. Вершина нас встретила бескрайними видами и жутким холодным ветром.
От приподножных +15 тут осталось градуса 2-3. Я сразу же закутал всех детей, надел капюшон себе и начал жалеть, что не взял шапку с ушами... Т.к. в таких акустических условиях можно разговаривать только с самим собой - собеседник услышит только песнь ветра, детей пришлось ограничить в свободном перемещении очередной раз. Походили, посмотрели.
Жаль, что будучи школьниками мы здесь всё подорвали, сейчас было бы на много интереснее...
Заглянули в пару остатков от мегаземлянок, но т. к. я забыл фонарь в машине, ограничились только топтанием на входе.
Я очередной раз подивился выносливости военных, участвовавших в местных боевых действиях и мы двинули вниз.
Дорога домой всегда веселей, особенно когда можно вылезти из закрытой до носа куртки и снять перчатки. Тепло, тихо, море ягод (грибы не брали, меня уже от них трясло, впереди ещё был плановый сбор-заготовка).
Внизу, как всегда, ничего и не намекало на ужасы вершины. Достали из нашей чудо-машины набор для пикника и приготовили и съели шашлык. Я сыт и доволен... Что ещё нужно?
Вот такой маршрут по верху мы проделали:
Последний день был посвящён сбору грибов «для мамы». К этому моменту дети уже не воспринимали грибы как что-то удивительное и собирали их спокойно. Я себя настраивал на грядущее спокойствие - вечером мне предстояло весь этот урожай почистить, отварить и заморозить для транспортировки. К этому я привыкнуть не мог (и не смогу!!!).
Очень люблю никуда не спешить... Просто всё сделаю, что бы не суетиться! Лучше я на 2 часа раньше встану и буду ногу за ногу собираться, чем носиться электровеником с укором поглядывая на часы. А тут ещё и четкого времени отъезда нет - лафа! В общем новое утро, утро отъезда, нас застало в расхлябанном состоянии. Пока умылись-позавтракали, дети начали заметать следы нашего присутствия в квартире (смешно, да?), а я двинул в магаз за провиантом. За время с окончания школы, количество жителей в городке сократилось значительно, а вот количество магазинов значительно же увеличилось. Один из совсем новых магазинов разместился в соседнем доме. Так близко, что до него зимой можно добежать в футболке, трениках и тапках, что и было бы, появись он там году в 90м. Данный магаз, северный вариант Дикси/Квартал/Магнит и иже с ними, снабдил нас всем необходимым. Дети прибрали квартиру, машина загружена, мусор выброшен, тронулись!
Надо сказать, что к КПП я подъезжал с некоторым волнением. Во время ностальгирования с одноклассником, когда дружеская беседа перешла в фазу утечки информации, он сообщил мне, что при выезде могут возникнуть сложности, но «если чо, звони, будем всё решать». Тоже позиция - решать надо конкретную проблему, а не фантазии на тему. Фатального бы ничего не случилось, но не люблю я эти все неожиданности… Не знаю благодаря или вопреки чему, но выехали мы легко и непринуждённо, как свои. Была волшебная погода, отличное настроение и чем-то своим занятые на заднем сидении дети. И мы поехали.
Балдею я от Мурманских дорог! Радус влево, прямая, радиус в право, прямая.. Вверх-вниз... Прямая, радиус... И всё это при минимуме машин, прекрасной погоде и на отличном покрытии.
Первые звуки с заднего сидения типа «пожрать бы» отвлекающие от собственных мыслей, послышались в районе Оленегорска. Голод был заглушен обильным перекусом егерскими колбасками с чаем и обещанием шашлык сделать вечером, на ужин. РомантИк, так сказать.
Помните: “Среди высоких гор и широких равнин присел на корточки красавец Пятигорск”? Вот здесь точно так же, только это Мончегорск…
Местность вокруг выгоревшая, но говорят, что это самый зелёный город Кольского полуострова! Надо будет заехать как-нить. И в Полярные зори заглянуть к атомщикам, если пустят.
Перед выездом в Мурманск братишка попросил привести ему цветочек аленький брусники и наш экипаж был специально укомплектован ёмкостями для её перевозки. Естественно, себе мы тоже взяли, зачем непонятно, но раз все берут... Груз ягод мы взяли в Зеленоборском, а чуть позже, на реке Ковда устроили ужин. По пути «туда» я промахнулся с временем «вечер» и неудачно попал в «ночь», в результате ужин оказался скомканным. В этот раз я собирался найти место пораньше и нашел его прямо на берегу реки заметив с моста. Место просто замечательное. Приготовили шашлык, поели, постреляли и поехали дальше. Детям я опять сделал сзади топчан и они постепенно затихли в своих спальниках.
В сумерках мы нырнули в туман и вынырнули из него только около полудня следующего дня в Петрозаводске. По дороге я сделал несколько снимков, но всё это было второпях.
Были и интересные участки и не интересные и сложные. Сложноинересным участком стал кусок дороги (да отсохнут у его первых строителей руки) между Кемью и Сегежой. В ночи, в тумане, по грунтовке наперегонки с другими участниками… Интересно и захватывающе.
Оставшаяся от Петрика дорога до Питера ничем не запомнилась. Просто приехали домой... Пара слов о стальном коне и прочих сущностях
Ford Escape 2006 года на переднем приводе (по-ихнему: FWD), с двигателем 2,3 и 152 кобылами в своих недрах. Автомобиль меня чертовски радует с момента приобретения. Об этом я напишу как-нибудь отдельно и обстоятельно. А сейчас, приключения и благодарности.
Головной свет лучший из всех, с которым я ездил. Лампы ближнего и дальнего света раздельные. Ехал ночью не испытывая дискомфорта.
По трассе шел на круизе. Почему-то удобной оказалась скорость в 125 км/ч. Машина идёт отлично. Большие колёса, толстая резина… Я мы на дороге? Нет, не видел.
Дорога прекрасная везде, кроме многократно упоминаемого мной участка. Но и его ЗАО “ВАД” переделывает. Они молодцы, думаю скоро об этом участке только легенды останутся.
Древний автомат имеет нюансы, но работает отлично. А в обгон мы просто сразу идём на кикдауне и всё.
При поездках по фронтовым дорогам не хватает полного привода -- колёсики иногда проскальзывают по камням, приходится продумывать маршрут. Может это и хорошо? Чего кататься неподумавши? И в песке тоже тронуться не так просто -- дури хватает сорвать колёса. Даже на второй передаче. Самая нужная в этой машине вещь -- трэкшконтроль, которого нет.
Разок заблудился от переоценки собственной способности ориентироваться. Ладно заблудился, так ещё и съехал в такую низинку, что выехал только с третьей попытки, когда подумал, что зря не подумал раньше и о том как я буду искать тягач и как это соотносится с прогулкой.
Другой раз заехал “куда там эта дорога ведёт?”. Тоже думать начал только тогда, когда слева-справа сразу кювет метра на полтора, а впереди лес. Задом по “лезвию” ехал метров 500. Было волнительно.
На крыше стоял бокс Атлант Classik 430. В основном всё барахло было в нём, т.к. в багажнике была еда и планировалась перевозка ягод. Ну и мелочь там всякая, игрушки детские.
Проход между первым и вторым рядом сидений, как я уже писал, временами заполнял сложенным в трое в длину (и чуть подвёрнутым) надувным матрасом-кроватью. Дети валялись в своё удовольствие.