"Ты делаешь работы в стиле северного модерна" ©

Jul 17, 2013 23:32

  Автопортрет в качестве учебного задания, а, тем более, декоративный автопортрет в стекле - задача крайне сложная. Почему? Очень просто: здесь, как нигде, приходится считаться с мнением всех остальных о себе самом, о том устоявшемся образном клише, той социальной маске, которую ты носишь в данном конкретном обществе. А она, как оно часто бывает, не совпадает с внутренним ощущением себя. Это довольно интимное и ещё более болезненное занятие - раз за разом выдавать новые эскизы, предложения, размышления на тему себя и выслушивать по этому поводу жесткую критику. Но оно от этого не стало хуже или менее интересным, наоборот.
  Процесс создания моего автопортрета заставил меня подумерить пыл, драматизм и пафос своего я, чрезмерную литературность, изобразительность и символичность во всем. Быть проще, отсеивать и соединять воедино раздробленные мысли, не пытаться намазать на хлеб и икру, и нутеллу, и варенье, и паштет. Конечно, было много споров и обсуждений. Например, мои одногруппники видят меня "в фас". Что это значит? Обычно портетное изображение в фас - это предельная откровенность, цепкость, взгляд, смотрящий в душу, прямолинейность. Возможно да, такие качества мне свойствены, в какой-то степени так и есть. Как и многие другие. Конечно, не то, чтобы "я женщина, а значит я актриса", но я правда для всех очень разная. Не ради игры. Просто я всегда подстраиваюсь под того(или тех), с кем общаюсь. Мне нравится быть уместной, мне кажется это правильным. И я хочу нравиться людям, я хочу с ними быть в хороших отношениях. Я никогда не позволю себе с друзьями больше, чем чувствую, что могу позволить, если дело не доходит до принципиальных вопросов. И даже если оно до них дошло - стараюсь снизить свою агрессивную эмоциональность и изъясняться разумно. Но всё равно потом об этом жалею, о том, что вообще завела такую тему. Принципиальные вопросы - такие вопросы, в которых невозможно прийти к консенсусу, а значит их обсуждение само по себе обречено на провал. Это не стоит дружбы, хотя иногда хочется сказать всё невысказанное. Но это того не стоит. Так что не смотря на свою откровенность, я предпочитаю быть дипломатичной и жертвовать высказыванием своего ради удобства всех. И оттого, что со всеми возможно общение на разных дистанциях и с разной степенью честности, а также из-за того, что некоторые вещи не имеет смысл даже объяснять - я для всех разная. По крайней мере для себя, за всю Одессу вам не скажу, вся Одесса очень велика, хотя было бы весьма любопытно узнать. Единственный человек, который меня знает больше всех такой какой я есть, поскольку я себе часто и лишнего позволяю, и мнения у нас по всем почти вопросам схожи, это, понятное дело, Олег.
  Вторая проблема кроится в том, что всё наше учебное заведение, с ног до головы не любит модерн, являющийся моим самым любимым стилем, а любит конструктивизм, монументализм, плакатность и всё прочее. Понятно, что и модерн может быть хорошим, может - плохим, но если некому тебя научить этому "хорошо" и "плохо" - это тоже трудность. И ещё беда в том, что, желая помочь, преподаватели говорят тебе что-то такое, до чего они дошли сами через свои пробы и ошибки (и забыли, чего им это стоило, оставив результат как факт) как истину самоочевидную, а ты не можешь её ещё сам осознать и принять.
  Путем слез и злости, внезапных прозрений и вдохновения получился данный автопортрет. Вид как бы со спины, профиль с закрытыми глазами - как попытка закрыться и отказ от прямого диалога со всеми, но раз уж я всё-таки повернулась - значит выслушать готова. Движение в левую сторону - ещё один подчеркнутый уход в себя. Да и сама колористика такая - много черного, много серого, немного матово-белого и пятно алого, но даже этот алый словно лишили насыщенности. Линии волос в свободном полете и пузырчатая текстура - лишнее подчеркивание "модерновости" и моей любимой темы утопленниц. Что же до техники - это два стекла - спеченое из разных серых в 1 см с росписью внутри и ещё одно в 3 мм, также с росписью, а ещё с пескоструйной обработкой с обратной стороны. 34 см в длинну и 22 в высоту. Схожесть больше настроенческо-ассоциативная, чем прямолинейно-внешняя, конечно.
  В итоге одним он напомнил о Саломее - надо думать, это Бердслеевские напевы. Нашему главному - работы северных модернистов, с земель, омываемых холодным морем, хвоистых, болотистых и каменистых (но ведь и у нас такая, а я здесь выросла и это не могло не повлиять на эстетику). И даже один человек из комиссии, пожилой и серьёзный, сказал (как мне передали) "я вообще-то не люблю модерн, но в этом что-то есть". Забавно, но я сама не искала прямого сходства и вообще какого-то осознанного подражания работам модернистов, я просто делала, как мне нравится, согласовав с руководителем и отбросив лишние сомнения.
  И вот он, мой автопортрет.




Что же касается автопортретов всех остальных из группы - а мне они очень нравятся, особенно в сравнении с многими предыдущими курсами, исполнявшими то же задание, потому что все получились по-своему самобытными - предлагаю взглянуть на них под катом. Если говорить в целом - забавно. но все решили, что в этом семестре вся наша группа поголовно впала в депрессию и у нас очень мрачные портреты.

Это Анин автопортрет. Она долго думала, как его сделать, тоже спорила с образом, которым заклеймили мы: "принцесса в изгнании, малышка" и всё такое прочее, но в итоге пошла на компромисс и сделала во многом то, что от нее ждали. Но, в то же время, я надеюсь, то, что ей самой нравится. Что до техники - это витражная роспись и сборка, и на коперфойл, и свинцово-паечный.



Это автопортрет Тамиллы. Вот уж кто оторвался по полной и отошел от изобразительности и прямолинейности. Решила наплевать на то, что на предварительном обходе комиссия испугалась и советовала так не делать, придумать какую-нибудь совсем другую концепцию. Посмотрите и скажите - можете понять, что же здесь подразумевалось? Какое настроение, какое место, какой силуэт? Если вы увидели здесь девушку в широком плащике, пляж, морские волны, небо, чаек - поздравляю, вы уловили суть. Техника - моллирование стеклянных глыб, алмазная их обработка и последуюшая склейка на уф клей.



Это автопортрет Женюсика. Она решила никому не позволять лезть в свою душу, а потому подошла к вопросу радикально и попросту отвернулась от зрителя. Гениальное в своей простоте и просто гениальное решение. Конечно, комиссия не премянула посомневаться, а не слишком ли салонно это. Ага, как будто бы стилистика вроде Шиле - это что-то крайне салонное. Но то, что на него все внимание обращали и брались долго разглядывать - это точно. Техника - спекание, роспись и пескоструй



Это Аленин автопортрет. Она просто обязана была сделать себя с прямолинейным взглядом, как будто бросающим вызов. И окружить красными стеклами в технике эрклез, изображающими её прекрасные кудри. В самой задумке есть что-то от скульптурного бюста Врубелевского демона. А в исполнении - от национального осетинского колорита. Техника - эрклезные стекла, роспись и сборка на коперфойл.



Это автопортрет Алины. Её концепция была в том, чтобы живость и свободность эскиза, сделанного размытой тушью на калечном листе большого формата, перенести в стекло, сохранив настроение и ассоциации с собой. Получилось и вправду довольно свежо. Как весенний дождик, с которым она у меня ассоциируется. Техника - роспись на пескоструйном стекле, если не ошибаюсь



Это автопортрет Лады. У нее уже существуюет свой устоявшийся стиль, вот, собвственно. в нем она работу и выдержала. Её источником вдохновения послужили средневековые бестиарии, ну, в общем-то, можно догадаться, ибо антропоморфна-совчата чуть больше, чем полностью). Техника - спекание стекольной крошки и роспись.



Это автопортрет Сережи. Сережа весь семестр бил балду, а потом взял и наваял эту работу, особо глубокую мысль не вкладывая. Что стоит знать о нем? Ну, он любит кататься на велосипеде и постоянно что-то в связи с этим ломает. может это как-то повлияло на его автопортрет, скорее всего в цветах, есть в них что=то спортивное... Техника - спекание стекол и роспись



Это Лизин автопортрет. Она интересно, хорошо фотографирует и очень любит в том числе сама, что у нее выходит. Поэтому она решила применить совсем иную технику, не рисовать самой, а скомпилировать на разных стеклах разные фотографии, обработать, поставить их на разном расстоянии друг от друга. Вышли аллея-деревья-волосы. Этакая опоэтизированная телекомпания Вид :) Техника - шелкография



Это автопортрет Саши. Саша у нас всегда ассоциировалась с девочкой-наливным персиком, с чем-то урожайно-советским, в хорошем смысле. Похоже, что и у себя она тоже ассоциируется с чем-то таким, а может просто решила пойти на поводу у общественного мнения, не могу сказать точно. Вот и получилась богиня плодородия). Техника - роспись



Это автопортрет Алены. Многие говорят, что больше похоже на Тамиллу. Но она так чувствует. Ей тоже нравится чувство приближающейся грозы, ветер и свежесь, океан трав. Почему нет, по-моему это настроение переданно прекрасно. Техника - роспись, свинуово-паечный витраж



Это Маринин автопортет. марина, как и я, выбрала профиль, вытянутый формат, морские напевы (которые так удачно играют с её именем), большая часть пространства занята волосами... Но насколько же при этом у нас по-разному это всё. Насколько её профиль открыт и без тайн. Там печаль и хандра, интровертность, но не скрытность, нет недосказанности. Техника - склейка(или спекание? стекол), роспись.






стёклышки, рисунки, лытдыбр, отношения

Previous post Next post
Up