Нашла у себя в черновиках недописаный и так и не запощенный отчет, а точнее его продолжение, о нашей с Олегом поездке в прекрасную страну Финляндию. Дай, думаю, допишу, тем более что за это время мы успели туда съездить ещё раз, но уже как типичные руссо туристо - за покупками на распродажах и в крутых сэкондах.
Если кто не помнит, что было в пердыдущей серии, то вот ссылка на
первую часть Второй день. Как и третий, гораздо меньше был насыщен информацией, не становясь от этого более скучным или менее ценным.
Проснулись мы в этот день гораздо позже, чем собирались, успешно проспав сауну и чуть не сделав то же самое с завтраком. Просто никак не встать было, разум переваривал встряску. Местные завтраки-обеды столового типа - это то, к чему я никак не могла привыкнуть. Шведский стол, как называется. Этакая проверка на твою жадность и адекватность. Так вот я её не прошла. У меня вообще сложные отношения с едой - я всегда хочу больше вкусняшек до того момента, пока не пойму, что да желудка уже всё дошло, и я в очередной раз объелась. Ну как можно жить, если не кушать вкусно( А тут столько всего - бери-не хочу, всё разное и всё надо попробовать! Хотя, на субъективную проверку, не всё там оказалось вкусным и съедобным, например мне абсолютно не понравились их фруктовые, да и просто салаты, сколько мы там ни питались в столовой. Ну это так, о еде я всегда рада поговорить, но это немного оффтоп, лучше потом напишу оду еде.
В общем в этот день было запланировано направить свои стопы в Рийхимяки за любованием моим профессиональным интересом - стеклышками. Мы пришли на вокзал, и, как у нас было заведено все эти дни, не зная расписания, успели за пять минут до отправления поезда. Надо сказать, что у нас действительно отняло больше всего ресурсов, так это поездки на транспорте внутри Финляндии. Поезда пригородные тоже такие удивительные: там в одну сторону вагона "верхний ярус", а в другую - "нижний" и сиденья очень мягкие, табло с обозначением станций ближайших и той, на которой ты сейчас, объявления на трех языках о следующей станции настолько заранее, чтобы успеть надеть куртку и снять рюкзак с багажной полки, и всё как-то чисто, опрятно. Единственное, что могло бы расстроить, а то и помучать перфекционистов - некое предупреждение, наклеенное на стену по диагонали, но это - единичный случай всё ж таки.
В общем, приехали. Вышли единственные такие на платформу. Прошли по ещё одному безумному, но прикольному тоннелю-переходу.
Осматриваемся. Город, похоже, не слишком-то большой. Похоже на наш Сестрорецк по размеру, может и меньше. Народу на улице почти нет, только какие-то заблудшие туристы. Мхм, так, а куда идти-то? Решили для начала углубиться в город, а там разобраться уже. Прошлись. Увидали молодую финку, выгуливающую крупную собаку, и набросились на нее (на финку). Она жутко смутилась, но не смогла связать ни двух слов. Надо же, мы-таки столкнулись с людьми, что не говорят по-английски! Сказали, что спросим у кого-то ещё и извинились, ну а что делать. Стопанули другую юную финку на велике, тоже не говорит, вопрос, правда, поняла. Начала оглядываться, увидела взрослую женщину, также курсирующую мимо на велосипеде, остановила уже её, на финском объяснила чего мы хотим и дождалась, пока нам всё объяснят. Всё такие милые и вежливые, в общем, я просто в шоке... Правда объяснили нам не до самого конца, а до одного перекрестка. На нем мы решили попытать счастья в традиционный третий раз и спросили у двух горячих финских парней - толстого и тонкого. Объяснили, но добавили свою оценку ситуации. "But it's a really hard long way" - говорят они. "Не знаем, как вы осилите туда добраться без машины и велосипедов" - говорят. Оказалось, что очень тяжелый путь для финнов, живущих в городе сельского типа - это 40 минут пешком. Я до учебы на транспорте добираюсь дольше, так странно осознавать, насколько люди по разному воспринимают пространство и время...
Было ощущение, что мы идем не по городу, а по почти что лесу, то тут-то там изредка попадались дома, а так - поля, кусты, деревья, тропинки, грибы и дети на велосипедах с обеда в школу пилят. Но вот, пересекли садик с озером, из которого бил фонтан и дошли до кирпичного дома с башенкой, поросшего вьющимися растениями. Добрались.
Что меня поражает в их музеях уже только при входе - никаких гардеробщиков - просто вешаешь свои вещи, а сумки, как в супермаркете, кладешь в ящики на хранение. А ещё - абсолютно ненавязчивый, но дружественный персонал. И никаких смотрительниц залов. И снова мы ходим - и словно единственные посетители. После этого хождение по любому российскому государсвенному музею невозможно без получения негативных эмоций. Ну вот в прямом смысле. Например, не так давно меня до слез довела смотрительница в зале Филонова в корпусе Бенуа, когда я фотографировала на телефон названия картин: "Нельзя подходить к картинам ближе, чем на тридцать сантиметров". Когда я сказала ей, что я вообще-то культурный воспитанный человек, не шумлю, никому не мешаю, любуюсь работами, со вспышкой ничего не фоткаю, да и вообще фотографирую лишь вывески-названия, она разразилась громкой, нудной, долгой и обидной тирадой на тему моей невоспитанности и того, что правила они для всех и их надо соблюдать, чтобы я с ней не пререкалась и всё в таком стиле. После чего я была так подавлена и разозлена, что расплакалась и моё настроение было на весь день испорчено. Тупая вареная баба, и близкон е имеющая никакого отношения к прекрасному, несчастна в своей жизни, и других такими же несчастными хочет сделать, ненавижу таких людей. В общем, после таких общений вот с этими истеричными экзальтированными бабульками с комплексом неполноценности и маленького диктатора, гуляя по муззеям, постоянно в панике оборачиваешься и ждешь, что тебя уже за просто так отругают, сольют на тебя негатив, просто потому что. Мне кажется, это такое унижение личности человека и опускание его, что наученные горьким опытом они бояться спокойно и свободно ходить по месту, которое должно приность восторг и интерес - дальше некуда. А когда всего этого не происходит это так удивительно странно, но безмерно приятно.
И так вот, вернемся к стеклоделию! У нас, по большому счету, развитие стекольной продукции остановилось на советских временах, 60х годах, может быть. И не потому, что нет художников, они-то есть. Дело ещё и в том, что стекольных заводов уже фактически не осталось, Неман (Белорусский, при том), да Дядьково, а откуда ещё, как не с заводов, нести прекрасные образцы ДПИ в массы. А те, что остались - там директора такие же, как и смотрительницы в музеях. Гнут свою линиию, ничего при этом толком не понимая. Оттого вся посуда, что производится, испещрена всеми уже ненависной алмазной гранью старинного образца "русский камень" и всё такое прочее. Вон, сходите в Гостинный двор, посмотрите, там такого трешачка навалом. Почему? Во-первых - вкус у людей советсикх - китчевый и барочный, плюс восточное влияние. Всё должно сверкать как бриллиант, всё должно быть сложным и богатым, как палехская роспись посуды, либо же как восточные "ковровые" орнаменты. Да что там говорить - на Немане работает специальный отдел, где поверх чистого стекла клеят стразики и блесточки, потому что начальник подсмотрел в интеренете, что, оказывается, когда они производят чистое стекло и его скупают, то потом какие-то "умельцы" расписывают этими самыми блядскими, как костюм Бориса Моисеева, блестелками и продают подороже. Во-вторых - чисто технический вопрос. Дело в том, что тем самым директорам заводов - им жалко денег на материал, "сусло", то, из чего делается собственно само стекло. И в итоге продукция из таких ресурсов выходит с браком - стекло нечистое, с мусором внутри себя и пузырями. Чем брак закрыть? Правильно, испещрить алмазкой!
В Скандинавии все не так, и со стеклом в частности, и с дизайном в целом. Там расчитано не как у нас - на финальную доработку в "холодном", готовом виде, не на литературу и не на орнаментальность. Первичное - форма. Хороший прием - в случае с любым материалом - тот, который красоту этого материала показывает, так или иначе. Второе их течение дизайна - рассчет на экологичность и просторность, но я сейчас про другую ветвь речь веду (хотя совмещение вполне себе возможно и хорошо). Так что поэтому у них крайне мало стекольных работ с доработкой с помощью алмазной грани, пескоструя, гравировки, зато много мастеров-стеклодувов высшего разряда. Держат планку. И их потребителю это близко и нравится - хороший вкус развивается. И понимают, что всё уместно в своем. Дворцу - дворцовое, барочное и напыщенное, ну или викторианское, или ещё какое, в зависимости от. Деревенскому дому - деревенское, уютное, простое. и т.д. Чтобы не было так, как я описывала
в своем давнем отчете о поездке в село.
Да, Россия - это что-то между Западом и Востоком. Оттого ничего хорошо и не выходит, ни западного, ни восточного, одна мещанская эклектичная манерность, ничем не поддерживаемая. Ну ладно, может я слишком сурова, что-то хорошее может и есть... Проблема в том, что у нас слишком развит рынок ширпотреба, чтобы пропускать действительно хорошие вещи не за баснословные цены. Там, где нет спроса, не будет и предложения. только вот это порочный всё круг...
Вот кое-что из музея. И скульптуры, и посуда.
В общем, находившись-насмотревшись, вышедши и закупившись батоном с колбасой и вкусным сиропом в тюбике, поехали мы в Лаппеэнранту долгой дорогой на поезде с пересадкой, удачно пережидая непогоду в тепле и уюте.
Там нас ждали в гости
Света и
Настя, которые по обмену поехали учиться. Благодаря ним мы провели два увлекательных и безмятежных дня с катанием по идиллическому пригороду на великах, а также сумели посетить занятия в местном университете (и за всё это спасибо им большое, было очень странно и круто), и вот об этом я и хочу держать речь. Так как первое, с чего началось моё знакомство с местным образованием - это общежитие (если так повернется язык это назвать), то с того и начну рассказ. Общежитие - это несколько вроде трёхэтажных, простых, но стильных домов, на каждом этаже отдельные фактически двухкомнатные квартиры. Что входит в планировку такой квартиры на двоих человек? В неё входят: кухня, совмещенный санузел и две комнаты, по комнате на кажого человека. Всё это - размером с ту квртиру, в которой я живу тут, которая мой дом родной. Ещё есть бани, как общая, так и закрытая, на которую надо записываться. Я правда была в шоке, особенно после рассказов о нашей мухинской общаге, в которой на 12 этажей - шесть душевых сместителей и злобные вахтерши, следящие за каждым твоим шагом. Когнитивный диссонанс просто. Как может так быть, что они так уважают друг друга, а у нас все так друг друга презирают. Неужели правда тот самый стереотипный менталитет...
Затем произошло моё знакомство с собственно университетом. И это был ещё один шок. Я думала - не пустят нас, ой, не пустят. Забыла, что нет у них злобных вахтерш, все друг другу верят. Так что на входе не оказалось никакой вертушки, дисциплинирующей забывающих дома студенческие учеников и не пропускающей "опасную шпану". Затем был гардероб, которого у нас, кстати, нет. Затем выяснилось, что под лестницей на второй этаж лежат пуфы с шариками, стоит торшер, и в "окна" между парами можно там лежать, спать, читать книжку или общатьться с рядом лежащими однокурсниками! Вот это ещё один шок! А потом библиотека - и снова... Прекрасная, чистая библиотека, уставленная кучей довольно-таки современных компьютеров с доступом в интернет. И это, кстати, тоже бесплатно, а не как у нас - один едва работающий советский комп с платным интернетом... Затем мы посетили пару финского языка. И это тоже было весьма-весьма круто. Понятно всё и познавательно. Очень дружелюбная преподавательница, которая даже с нами пообщалась также, и узнав. что мы люди левые, только улыбнулась нам, но не выгнала. И уже знакомая нам система шведского стола в столовой с большими скидками для своих студентов, так что девочки набрали еды "на двоих", а в итоге объелись мы все вчетвером.
Финляндия - это рай для тех, кто любит простоту и комфорт, ценит свое время, уважает себя и окружающих, и не боится скуки вне большого города. Я очень рада, что мне удалось узнать, какова в ней жизнь не только во внешнем проявлении, но и изнутри.
И думаю, на этом свой рассказ о первой, но, надеюсь, не последней поездке в эту потрясающую страну можно завершить, общего сказано достаточно, а частное - слишком мелко и ценно лишь для меня в моих воспоминаниях. Дополню этот отчет оставшимися фотографиями.
Ну а что касается фотграфий меня оттуда, а не только моего фотоотчета - так это к Олегу, у него
в этом вот альбоме выложена его версия событий.
Вот, например, крайне прекрасная, восхитительная я
А вот утреннея, слегка уставшая и позеленевшая от поездке на маршрутке я :) Ну, и так далее :)