Вид с горы Вотооваара на юг
«- Все-таки Мара - это богиня смерти.
- Это ты понял по трупикам детей в ее кладовке?
- ?
- М-да, а с наблюдательностью у тебя не круто»
(с)
Мертвый лес на вершине горы - визитная карточка Воттоваары
Мара - хозяйка горы Воттоваара. Поскольку в мае этого года она побывала у нас в Москве, засыпав все снегом, надо было нанести ей ответный визит. Но, отправляясь на гору, я не знала о ней примерно ничего. Если по добиранию до этого места я пересмотрела кучу видосиков на ютубе, то читать чьи-то частные мнения о ней показалось мне абсолютно неинтересным - они, во-первых, искажают непосредственные впечатления, а во-вторых, личное восприятие места обычно все равно бывает абсолютно другим. В частности, одним из открытий было то, что Воттоваара - это очень женское место, где мужчины - абсолютно лишние. Поэтому я не понимаю, что там делают толпы шаманов. Хотя это не мое дело в конце концов - гора исправно собирает дань поломанной техникой, утонувшими машинами, разбитыми номерами и прочими умершими там вещами, и неважно, кто их туда приносит. У меня, к слову, там накрылся брелок автосигнализации - что неудивительно, учитывая стопроцентную влажность и дождь, заливший у нас примерно все. Любопытно, есть ли какие-то научные статьи по изучению микроклимата Воттоваары, интересно было бы почитать.
Днём 16 июля 2024 года мы с моей семилетней дочерью Настей выехали из посёлка Хиттолоярве, где отдыхали с питерскими подругами, и заночевали в Приозерске. Там я приобрела две десятилитровых канистры и залила в них 95-й бензин - перестраховка, но, отправляясь туда, где на расстоянии двухста километров нет ни одной нормальной заправки, я считаю это разумной предосторожностью. Одну канистру я в итоге продала в посёлке Гимолы мотоциклисту, у которого не хватало бензина доехать до цивилизованных мест, а вторая так и приехала со мной в Москву.
В Карелии, если видишь заправку, обычно заправляешься до полного бака. А отправляясь в довольно удаленные места, каким является Воттоваара, неплохо бы ещё знать, где находится последняя заправка, на которой можно залить качественный бензин. Если ехать со стороны Петрозаводска или Медвежьегорска, такая заправка стоит на повороте на Гирвас. Если ехать со стороны Санкт-Петербурга - чуть дальше поворота на Суоярви (потом нужно вернуться на пару километров к повороту). В принципе, на параллельной дороге на Питкяранту была ещё одна, но - сюрприз! - там не оказалось 95-го бензина! Да-да, и такое в этих краях бывает. Какой-то мужик на кроссовере, стоявший передо мной, также удивлённый фактом отсутствия 95-го бензина, стал заливать себе 92-й… ну нет, я слишком люблю свою машинку, чтобы повторять подобные эксперименты! На следующей заправке, о которой речь была выше, топливо оказалось.
Для тех, кто не заправился до полного бака на повороте на Суоярви (очень глупый и опрометчивый поступок, я считаю), варианты таковы: 1. Древнейшая заправка в Суоярви с плохим рейтингом и неизвестным качеством возможно разбавленного бензина (читайте отзывы) 2. Такого же мутного вида заправка в Суккозеро (есть ли на них 95-й - тот ещё вопрос) 3. Вроде бы цистерна в Поросозеро, но это не точно. 4. Стоять, как вышеописанный мотоциклист, с протянутой рукой у дороги в надежде, что кто-то из более запасливых водителей отольёт немного бензина от щедрот своих.)
Поворот на Суоярви - и вот мы на грунтовке. Сразу после поворота стоят предупреждающие знаки: до ближайшей заправки-медпункта-телефона - 80 км. Тут вам не Подмосковье, где заправки на каждом углу, имейте в виду! Грунтовка вначале немного разбитая, дальше - очень хорошая. А трасса Суоярви-Поросозеро просто идеальна для того, чтобы почувствовать себя раллисткой - бесконечные горки, повороты и горки одновременно с поворотами - ух! Асфальт появляется только в поселениях и нескольких километрах перед ними, потом исчезает. Иногда грунтовка лучше, чем асфальт, иногда асфальт просто шоколад. Машин мало. Пыльно, но не слишком. Прекрасные виды попадаются. В местах, где дорога подходит к озёрам, можно остановиться и искупаться.
После поворота от Поросозеро на Гимолы (ближайший к Воттовааре поселок) грунтовка резко становится хуже - хоть она объективно двухполосная, но все едут по одной, самой нетряской полосе, уходя вбок только при наличии встречных машин, которых так же мало. Дальше четвёртой передачи и 50-60км/ч практически не ухожу, и все равно есть подозрения, что именно там сорвало подушку под коробкой, и на резких переключениях и тряской дороге стал возникать стук о защиту.
На повороте на турбазу в поселке Гимолы
Для тех, у кого нет машины или кто не хочет ехать по тряской дороге, есть еще один лайт вариант добирания: железнодорожная станция “Гимолы”. Оттуда можно идти либо с рюкзаком (мы встретили и таких туристов, целый день шедших до горы пешком с рюкзаками), либо тоже нанять заброску на базе или в поселке. Зимой база не работает, да и туристы ездят на гору в основном одним днём, но дорога, говорят, зимой лучше. Худшее время - как только растает снег и вскрываются реки, тогда уровень воды самый большой. Впрочем, после обильных дождей, ливших всю неделю до нашего приезда, уровень воды в болотах, через которые мы проезжали, тоже был практически майский. Это надо иметь в виду тем, кто собирается на гору на своей машине. Джипы пройдут там практически всегда; более того, думаю, продвинутым джиперам эта дорога вряд ли покажется особо сложной, особенно если они в паре и пешком в болотниках перед проездом измеряют глубину особенно больших разливов в поиске оптимальной траектории: в этих разливах (как и по всей дороге) встречаются внезапные большие камни и ямы, в которых можно застрять. Кроссоверы с теми же предосторожностями тоже могут пройти - но лучше все-таки выбирать время, когда нет дождей; тогда все ямы и камни видны, и из сложностей нужно будет преодолеть только три или четыре лужи метров по пятьдесят длиной. Говорят, в низкую воду кто-то доезжал до горы чуть ли не на восьмерке, но повторять подобные эксперименты нормальному человеку, не вооруженному лозунгом “Слабоумие и отвага!” будет вряд ли уместно. Приезжают люди также на своих мотоциклах - при нас два мотоциклиста проехали самые тяжелые участки, один сушил свою экипировку, видимо, утонув в первом разливе, и его дальнейшая судьба неизвестна, а еще один, не справившись с обилием разливов, отказался от поездки и повернул домой не солоно хлебавши.
На въезде в поселок Гимолы встречает реклама турбазы "Вотто-тур"
Вечером останавливаемся на турбазе Вотто-тур в поселке Гимолы. База находится в стороне от деревни около прекрасного чистого озера, в котором очень приятно искупаться, обозначена на карте и отмечена указателями. Большинство направляющихся на гору, не минуют эту базу. Вообще-то места там лучше бронировать заранее, а в выходные - за пару недель точно, но в середине недели свободный номер находится (все номера там по 4000р, все новое и чистое, душ и чайник в номере, кулер с водой с горы в коридоре, вайфая нет, из операторов работает только Мегафон). На базе работают две девушки-администратора - зовут их Ирина. Они выдают номера, готовят еду и договариваются о заброске на гору. При базе работают две машины - буханка и газель, которые доставляют туристов к подножию Воттоваары. Девушки вызывают эти машины в зависимости от количества желающих, а оплата происходит непосредственно водителям. Все либо наличными, либо переводом на сбер - никаких терминалов здесь даже близко нет. Цена машины в одну сторону - 3000 рублей. Туда нас ехали пятеро - так что с каждого по 600. Обратно мы были одни - пришлось оплачивать 3000 целиком.
Собираясь на Воттоваару, я посмотрела кучу видосиков на тему добирания последней тридцатки километров к горе. По всему выходило, что дорога там достаточно терпимая - ну да, кочки и ямы, но из стремного - только три или четыре места с лужами в полколеса-колесо длиною метров 50, там, где болото переливается через дорогу, и Дастеры там вполне проезжали. Если бы не одно но: всю предыдущую неделю шли дожди, за день до нашего приезда на той дороге застряла Нива, да и в день заезда намечался ливень, и проходимость дороги для меня стала вызывать вопросы. Поэтому машину я оставила на базе, и в 10 утра мы загрузились в буханку с двумя рюкзаками и сумкой с едой, оставив все вещи по возможности внизу.
В двух шагах от базы - великолепное озеро, где можно искупаться
Что представляет собой дорога. Когда-то в 60-х тут построили узкоколейку вокруг горы, чтобы вывозить лес, в 70-х ее забросили и сняли рельсы. То что осталось от узкоколейки, и есть дорога на Воттоваару. С тех пор, как узкоколейку бросили, дорогу чинили примерно никак - поэтому огромные промоины и торчащие в случайных местах из дороги брёвна и камни составляют первые две трети дороги практически целиком. Когда дорога выходит из низин, она становится даже нормальной грунтовкой, но вот на остальных двух третях машине с низкой посадкой или даже не-джипу делать абсолютно нечего. На буханке, с учётом опыта водителя, который ездит сюда по паре раз в день, мы доехали примерно за час - и это максимально быстро. По дороге слушали разные байки водителя Алексея про утопленные тут каршеринги, днями ждомые эвакуаторы, как местные чинят тут мосты и об особенностях добирания до горы в разное время года: в мае и осенью вода самая большая, а как только проходят первые заморозки, и болота схватывает ледком, дорога становится нормальной. Да, зимой на гору тоже ездят, только одним днём; База на зиму закрывается, так что он работает в частном порядке, так же возит туристов. (Если кому-то понадобится, телефон Алексея +7 (911) 401-31-91, но лучше не звонить, а писать смс, поскольку в низинах связи нет. Вообще. Никакой.) Ходят слухи, что Воттоваару хотят превратить в цивилизованный парк и поставить кассу на входе, но, глядя на сложности добирания, даже над возможностью подобного можно только посмеяться.
Места, где мы едем - весьма дикие. Редкие грибники на жигулях стоят недалеко от посёлка, а дальше - полностью безлюдные места и болота, болота. Местные ходят на гору и окрестные болота за грибами и ягодами и ничего особо мистического в этом не видят - для них это обыденность. Ближе к горе на дорогу выскочил толстый, непуганый заяц, и небыстро поскакал впереди машины, метров через пятьдесят свернув в лес. Машин здесь мало, всего несколько в день: в будни только пара забросок туристов с базы или из ближайшего посёлка Гимолы может быть, а в выходные движение поактивней: мы только с утра на обратной дороге встретили пару джипов и несколько мотоциклистов. Когда я сказала, что мы с семилетней дочерью будем ночевать на горе, туристы, что ехали вместе с нами, поинтересовались: а как же волки? Медведи? «Да они за километр к горе не подходят,» - успокоила я городских параноиков. «А вы к кому-то там едете?» - поинтересовался один. «К Маре,» - честно ответила я. Не знаю, насколько он понял ответ, но больше вопросов не задавал. Местный же водитель отнёсся к ночевке на горе абсолютно спокойно, только спросил, когда нас забрать. Мы сказали, что спустимся к 11 утра, когда он привезёт очередную группу туристов. На том и порешили.
Озеро, где мы видели охотящихся на рыбу небольших птиц
(продолжение следующим постом - не влезло :)