Николай Авенирович Шабунин (1866 - 1907) - художник, иконописец, фотограф, исследователь культуры Русского Севера. (
http://yarodom.livejournal.com/392966.html)
Здесь он в национальной самоедской одежде - малица, совик.В зинее время такую носили мезенские поморы, почти до середины ХХ века. Вот что пишет сам Н.А. Шабунин:
" Мне, бывало, не раз так приходилось одеваться, и даже в таком костюме мне пришлось ехать до самого Петербурга; то было двадцать лет тому назад, когда я впервые пробирался в столицу. С превеликим удовольствием я одевался в самоедские одеяния, и в последнюю бытность на севере, выходя на этюд. В пимах легко как в чулках и тепло, а на пальто одетый совик с головою мало стесняет писать, но зато уж безусловно тепло и не дует (и решительно всё равно какая погода), расхаживаешь себе по холмистым местам".
Оригинал взят у
katias в
Старые фото: Из альбома Н.А.Шабунина «Путешествие на север», 1906 г.Шикарный материал у
mamlas в
Старые фото: Из альбома Н.А.Шабунина «Путешествие на север», 1906 г. Ранее:
Старые фото: Андрей Осипович Карелин. Творческое наследие. Старые фото: Фотограф Сергей Лобовиков Старые фото: Дмитриев Максим Петрович - русский фотограф,
фотохудожник (21 августа 1858 - 1948)Молодой, безвременно скончавшийся (27 февраля 1907 г.) художник Николай Авенирович Шабунин был тихий, непритязательный, в глубоком смысле слова "симпатичный", чисто русский человек. Он был серьёзный труженик, прекрасный живописец, выделенный чистою струёю художественного творчества, родником высоких мотивов.
Русское искусство потеряло в нём едва начавшего слагаться творца, а русская жизнь искреннего, скромного, но настойчивого деятеля, который в избранной им среде мог получить большое значение. Уроженец Архангельской губернии, Шабунин беззаветно любил свой угрюмый край, ежегодно туда возвращался и, приезжая в Петербург, привозил целую выставку этюдов, больших рисунков, с любопытными эскизами деревянных церквей, погребённых под снегом кладбищ, необыкновенно декоративных этюдов и набросков своеобразной жизни, обычаев и обрядов северных инородцев. Всё это осталось весьма начатым, не исполненным и даже не законченным.
Николай Шабунин был сын священника из Мезенского уезда Архангельской губернии, родился 6 апреля 1866 года, поступил по экзамену в 1886 году вольнослушателем в Академию Художеств; затем принят учеником мастерской профессора И.Е. Репина; конкурировал на звание художника в 1898 году, удостоен этого звания, и с того же времени начал свои ежегодные художественные поездки исключительно на север для работ. Этому северу, его суровым тундрам он посвятил затем свои лучшие годы, и не только в своих художественных работах, но даже и в рефератах, старался охарактеризовать первобытный склад жизни русских и инородцев, зарисовать и снять памятники церковной старины, утвари и записать характерные бытовые черты отдалённых северных захолустьев. В виду исключительных климатических условий этого края, он уезжал туда ещё ранней весною, пользуясь санным путём, на лошадях и оленях, чтобы побывать в тех, отовсюду изолированных местах, куда можно проехать только зимой, как например в Канинскую и Малозимельскую тундры. Свой собственный край он старался сделать известным в своих этнографических рефератах. Этнографический Музей Академии наук много приобретал от него.
Шабунин Н. А. Отъезд Суворова из села Кончанского в 1799 году
Из оставленных художником произведений следует упомянуть на первом месте историческую картину "Отъезд Суворова в Швейцарский поход из села Кончанского в 1799 году", воспроизведённую мозаикою в размере более 4 сажень на фасаде Суворовского музея. Большинство других его работ осталось исключительно в эскизах и этюдах; славились его эскизы из жизни учеников Академии Художеств; большая картина "Жница", эскиз "Из жизни ссыльных", "Колокольный звон на Пасху", "На краю света", портрет Суворова (для музея) и другие. Шабунин был более идейный художник, мастер эскизов, творец скорее, чем исполнитель, но копировал Левицкого так, что трудно было отличить от оригинала. Планы у покойного были большие; он задумывал издавать описание Мезенского края, но судьба порешила иначе. Доклад "Северный край и его жизнь", который был сделан художником на заседании СПб. Общества архитекторов, заинтересовал теоретически многих, но не был ни где напечатан и в виде рукописи, переписанной на машинке, был передан художником автору заметки; последний, заинтересовавшись этим сообщением, передал его в Отделение Русского Языка и Словесности, постановившее о его напечатании.
Пожелаем, чтобы многочисленные рисунки и этюды покойного художника с памятниками старинного древостроительства также были когда-нибудь воспроизведены.
«Путешествие на север». Альбом Н.А.Шабунина. 1906 г.
1. Н.А.Шабунин. Путешествие на север. Альбом. 1906
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Девушки в воскресных нарядах
25.
26.
27.
28.
Такая металлическая деталь не просто деталь, а бляха-удостоверение профессии. Такие сумки, подвешанные на ремешке через плечо на уровне пояса, с именно такими бляхами были обязательной принадлежностью коновалов. Коновальские бляхи изготавливались в деревне Кимжа Мезенского уезда.(медное литьё) и были опознавательным знаком мезенских коновалов, прикреплялись ими к своим сумкам. На этих бляхах обычно изображались конь и три человека: один из них восседал верхом на коне, второй - вел его за узцы, а третий - толкал сзади. Мезенские коновалы считались почти что знахарями, были очень известны!
29.
30.
31.
32.
33.
Это колесо - моталка. Под ним стоит турючок - большой цилиндр с намотанными на него нитками. С этого цилиндра баба нитки мотает на цевку - шпулю, которая вставляется в челнок
34.
35.
На окошке стоят турючки с намотанными нитками, от них нити идут вверх, через какие-то кольца в стене (может воткнуты ножницы в стену и через их кольца проходят нитки), потом нити идут в руку к женщине и на моталку
....
Как мне рассказывала бабушка в Савино Ивановской области, когда показывала, как мотают основу на такой сновальне, что они стенами меряют. Говорят, например: основа на 8 стен или 5 стен. Обычно, как она рассказывала, мотали на 8 стен - это 40 метров основы. Это на дорожки.
36. Все при деле. Мать ткет, отец плетет, дочь основу мотает.
37.
А тут вот нитки мотают на турючок. Станок интересный - станины стоят на досках-полозьях. Такой удобен в современных квартирах - он тихонечко ползет по полу и не портит его, не царапает
38. Набилки с кониками
39.
Фото скорей всего постановочное. Набивать сидя трудно! Стол для кухни. Нужно же холст разложить. И готовые ткани висят для антуража. Но все красиво. Особенно доски в коробушке! И набоещник. Реклама кустарного промысла нач.20-го века!
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
На Мезени большие приливы, поэтому и лодки на берегу. В этом месте находится русло высохшего ручья, а церковь (на заднем плане) сгорела.
52.
53.
54.
55.
56.
57. Мезенская деревня Ручьи (Поморье)
58.
59. Свадьба
60. На первом плане жених
61.
62.
63.
64. Точило
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
ОтсюдаО Николае Шабунине мало что известно. К себе на родину в деревне Юрому он из Петербурга ездил несколько раз, и всегда брал с собой фотокамеру. Во время последней поездки, зимой 1907 года, он простудился и умер в возрасте 40 лет.
Перуница