ЦРУ ФИНАНСИРОВАЛО АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО ВО ВРЕМЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Feb 23, 2013 00:15

Павел Краснов



Бывшие агенты ЦРУ признались в том, что исследователи давно подозревали: что правительство США использовало деньги налогоплательщиков для содействия абстрактной живописи в качестве пропагандистского оружия во время холодной войны.

В 1950-х и 60-х, в период, когда в США создавали свой арсенал ядерного оружия, они решили использовать искусство против Советов, объявить об «американском» культурном превосходстве.



Борис Vladmiriski, «Розы для Сталина» 1949

Как лучше противостоять социалистическому реализму Сталина, нежели раскручивая искусство Джексон Поллака, Роберта Мазервелла, Виллема де Кунинга и Марка Ротки?

Эта идея была первоначально испытана в открытую в 1947 году государственным департаментом, который запустил программу под названием "Продвижение американского искусства". Центром стала группа из 79 авангардных картин, приобретённых за $ 49,000 государственных средств. В течение следующих двух десятилетий были организованы несколько выставок абстрактного экспрессионизма, в том числе одна под названием "Новая американская картина", которая совершила поездки за счёт государства по всей Европе в конце 1950-х годов. Другие выставки были "Современное искусство в Соединённых Штатах» и «Шедевры XX века».

Трещины в программе появились довольно быстро. Критики начали нападать на произведения искусства как на «антиамериканские» и «подрывные». Картины были высмеяны в национальных средствах массовой информации и в Конгрессе. Президент Трумэн, подводя итоги изучения мнений «среднего американца» об этих «работах», сказал: "Если это искусство, то я готтентот». Конгрессмен жаловался: "Я просто тупой американец, который платит налоги для покупки такого рода мусора». Посмотрите журнал опубликовавший статью под названием «Ваш президент просрал деньги купил эти картины». Председатель Комитета по ассигнованиям Палаты представителей написал гневное письмо государственному секретарю Джорджу Маршаллу.

Столкнувшись с такой критикой, программа ушла в подполье, а ЦРУ разработало новую стратегию. Миллионы долларов были направлены через поддельные фонды и посреднические организации с названиями вроде «Конгресс за свободу культуры», «Отдела международных организаций» (НОР), а также пропагандировал действия, которые могли повлиять на информацию более чем 800 газет, журналов и общественных организаций.



По словам бывшего офицера, участвовавшего в операции, Дональда Джеймсона, эти организации размещали доброжелательную критику, включая коллекционеров, кураторов, и музеи - прежде всего Музей современного искусства Рокфеллера, и дали подписку о сохранении тайны. Сами художники не знали источника поддержки. Тот факт, что США использует скрытые средства для содействия «идеалам культурной открытости» было иронией, незамеченной на руководителями проекта.

Шло время, критики на выставках устаканились, и стало ясно, что многие художники - сами бывшие коммунисты, точно не из тех людей, каких правительство США хотело поддерживать во времена маккартизма. Картины, которые были приобретены правительством, были отозваны секретарём Маршалл и проданы как утильсырьё и дали выручку в $ 5544. Многие полотна продавались за $ 100 или меньше, и нашли своё место в государственных университетах.

Джеймс Гурни

Источники и дополнительная литература:

Официальный объяснения ЦРУ Конгрессу о «свободе культуры»

Independent: Современное искусство было оружием ЦРУ '-Показания: как шпионское агентство использовало в тёмную таких художников, как Поллак и де Кунинг в культурной холодной войне

Gizmodo: Как ЦРУ находило секретные миллионы. Обращение современного искусства в арсенал холодной войны

New Yorker: Ненародный Фронт: американское искусство и холодная война, Луи Менанд

Книга: «Развитие американского искусства: живопись, история и культурное противостояние в середине века" Тейлор Литтлтон и Мэлтби Сайкс

От РП: Это к вопросу о "воюющей культуре", точнее, что выдаётся за культуру, фактически даже не идеология, а парадигма даже не мышления, а всего восприятия мира, включая эмоциональное. Органически человек не воспринимает абсолютное большинство из того, что выдаётся за абстрактную живопись или скульптуру, но "авторитеты" - продажная пресса, столь же продажные художники и т.д. кричат обывателю в уши, что это хорошо, круто и так надо. В результате человек приучается не верить своим глазам, а верить СМИ и неким "экспертам"-пропагандистам, так отучаются воспринимать реальность критически, а это фактически потеря способности адекватно мыслить. В определённых областях человек считает себя специалистом и мыслит (точнее, следует алгоритмам) только там, в остальных, он воспринимает вложенные штампы и не мыслит, а выдаёт рефлекторные реакции на штампы. Всякого рода фильмы ужасов и псевдонаучная фантастика - оружие того же плана. Человека отучают воспринимать реальность критически и независимо, в результате в его голове оказываются не собственные мысли, а жидкое дерьмо, что мы имеем удовольствие наблюдать вокруг себя. Не зря в конце 40-х один из американских сенаторов разоткровенничался на тему того, что если бы в СССР удалось протолкнуть на экран американские ужастики, то СССР бы в не столь далёком будущем рухнул. Дело в том, что СССР строился людьми и был расчитан именно на определённое количество порядочных думающих людей, а не голых обезьян. Из дерьма нельзя построить космический корабль, для этого нужны высокопрочные сплавы. Не зря говорят, что США тратитли на антропологию и изучение палеопсихологии больше, чем остальные страны мира, вместе взятые. Капитализм и другие эксплуататорские общества стоят на тупых, трусливых и жадных обезьянах, а социализм - первое общество, построенное людьми и для людей, как всё первое, он был несовершенен, но результат шокировал весь мир. Как только в СССР количество обезьян превысило критический уровень, он рухнул, потому что на дерьме строить великие конструкции не получится. Но дебилы будут продолжать рассказыавть публике, что культура и искусство вне политики и идеологии.

Previous post Next post
Up