Аполлон и лунные легенды

Jul 31, 2010 11:51


Ха, вы действительно подумали, что я буду писать об этом? Да перестаньте, сколько же можно в самом деле. Более заурядной и избитой темы в природе не существует.

Я вообще собирался рассказать про лучший выпуск сериала «Разрушители легенд». Передача, как и многие другие, создана в первую очередь, чтобы развлекать публику, в ней все пропитано Голливудом. Взрывы, зрелище, взрывы! Многие эксперименты конечно забавны, редкие имеют отношение к науке, другие - так и вообще антинаучны, но об этом как-нибудь в другой раз. Если так разобраться, то и писать не стоило. Но люди стараются и иногда у них все получается: встречайте, эпизод номер 104 под названием «NASA на Луне».

Джейми и Адам решили развеять некоторые аспекты самой популярной теории заговора, центральной идеей которой является утверждение, что во времена «лунной гонки» в ходе американской космической программы «Аполлон» (1969-1972) высадок людей на Луну не производилось, а фотографии, фильмы и другие документальные материалы первой или всех шести высадок были сфальсифицированы правительством США и НАСА.

Сфабрикованные фотографии

Словами самого Адама:

- Некоторые люди утверждают что именно фотографии являются очевидным доказательством того что это происходило в студии, а не на Луне.

Разве догадывался Жозеф Ньепс, изобретатель и первооткрыватель фотографии, сколько шума наделает его открытие в будущем? Думаю что нет. Разрушители выбрали два достаточно известных фотоснимка с заваленными горизонтами и странными тенями. В первом из них тень от лунного модуля и тени от возвышенностей отказывались лежать на одной линии, а это, безусловно, смущает и наталкивает на подозрение что все снималось в уютной студии с двумя различными источниками света. Для развенчания мифа парни воссоздали на столе лунную поверхность и с любовью поместили на нее игрушечный посадочный модуль и макеты оврагов. В качестве Солнца они использовали студийный прожектор. Как оказалось, нехитрого изменения топографии оврагов достаточно, чтобы заставить тени развернуться на проклятый угол.



Я в свою очередь решил попытаться найти нечто подобное на нашей родной планете и начал гуглить аэросъемки пустыни. После недолгих поисков наткнулся на гористое плато в центральном Иране:



Вот так вот. На втором противоречивом снимке запечатлен неуверенный сход астронавта по трапу. Все хорошо, только уж больно он светлый как для парня, который находится в тени лунного модуля. В закромах у Адама и Джейми нашлась масштабная модель корабля с астронавтом. Лунный грунт они сделали из бетона вперемешку с угольной пылью, от настоящего не отличишь. Но главная соль в том, что их новополученная смесь обладала тем же альбедо, что и лунный реголит (7-8%). Это принципиально важно, так как прямые солнечные лучи не могли достичь первопроходца, сумерки мог развеять только отраженный от поверхности свет. На этот раз у Адама тоже все вышло, ему удалось получить снимок, практически, копию оригинала. Слава Нилу Армстронгу и его игрушечному образцу!



Давным-давно я слышал интересную гипотезу, что полет американцев на Луну режиссировал бессмертный Стэнли Кубрик. Мол, ему это было не в новинку, в силу того что ровно за год до эпохальных событий он снял картину «Космическая одиссея 2001 года», в которой раскрыл предмет звездных путешествий на 33 года вперед. Это действительно выдающийся фильм, как в смысловом, так и в визуальном планах. Говорят, Кубрик по время съемки консультировался со специалистами НАСА, и даже пытался застраховаться на тот случай, если внеземная цивилизация будет открыта до премьеры фильма. А другой интересный факт связан с иным фильмом режиссера. В «Барри Линдоне», исторической картине, Кубрик отказался от искусственного освещения при съёмках в затемнённых интерьерах. Все вечерние сцены были сняты при свете свечей, что стало возможным благодаря использованию т.н. цейсовских объективов, применяемых астрономами НАСА для наблюдения за звёздами.

Разборки с вакуумом

У адептов теории заговора есть за пазухой ещё две интересные претензии: это развивающийся флаг и крайне четкие следы, которые оставили астронавты на поверхности своими бутсами. В первом случае обычный флаг, сделанный из куска ткани, должен бы был просто обвиснуть, потому что вакуум не предполагает ветреную погоду, ну а про следы и говорить не приходится: микрочастицы грунта, в котором отсутствует влага, крайне плохо сцепляется между собой и не способны сохранять такие четкие формы. Но начать разрушители решили все-таки с другого эксперимента: с проверки классического опыта Галилея.

Галилей был известен не только своим принципом инерции, который впоследствии превратился в первый закон Ньютона, и не только изобрел телескоп. Ещё он учил, что ускорение свободного падения не зависит от веса тела. Классический опыт: пушинка и гиря достигают земли в один и тот же момент времени, если не учитывать сопротивление воздуха.

Командир миссии Аполлон-15, Дэвид Скот, воплотил в жизнь опыт Галилея, причем сделал это в идеальных условиях, т.е. в вакууме. Исход был ожидаем. Безусловно, это не тот факт, который используют сторонники заговора в своей аргументации, но может НАСА совершили двойную фальсификацию, и на самом деле они не просто не бывали на Луне, а ещё и путем хитрых манипуляций осуществили ошибочный мысленный эксперимент Галилея? В центре космических исследований в Алабаме разрушители с помощью вакуумной камеры и канонических составляющих (пера и молотка) спасли честь Галилея, ура!

Давайте теперь вернемся к следу и попробуем разобраться. Грунт на Земле, к примеру, песок, значительно отличается от того, который мирно покоится на Луне. Последний даже имеет специальное название - реголит. Энциклопедия говорит, что реголит - это разнозернистый обломочно-пылевой слой, состоящий из лунных пород и минералов, стекла, литифицированных брекчий, фрагментов метеоритов. Но самое главное различие заключается в микроструктуре вещества. Частицы на Земле всю свою историю, а это миллиарды лет, подвержены действию природных процессов, которые стремятся придать им максимально гладкую и обтекаемую форму, т.е. форму шара. Понятное дело, что в отсутствии влаги такое вещество не способно обретать замысловатую форму, к примеру, форму протектора подошвы. Лунный же грунт представляет собой первозданное вещество, микрочастицы которого имеют предельно ассиметричные формы. А это означает, конечно же, что реголит обладает превосходной естественной «липкостью».

В одной из книг я читал, что реголит представляет самую что ни на есть реальную проблему для астронавтов. Он свободно забивается во все стыки и неровности на скафандре, прекрасно царапает стекло гермошлема и способен легко повредить дорогостоящее оборудование. После каждой ЕВЫ (EVA, Extra-Vehicular Activity - работа за бортом космического корабля) членам экипажа Аполлона приходилось подолгу очищать скафандр от назойливого лунного песка.

Разрушители достали пару килограмм драгоценный субстанции, безусловно, не оригинал, а всего лишь похожую по свойствам копию. Оно и неудивительно, сложнее реголита сегодня достать наверное только антивещество. Эксперимент проводили в вакуумной камере с помощью механической спусковой установки, в задачи которой входило оставлять след на грунте.



Получилось вполне убедительно, вы не находите?

Теперь подошла очередь флага. Сразу же стоит отметить, что в НАСА навряд ли работают и работали законченные идиоты и профаны. Конечно же, они не могли отправить вместе с миссией Аполлона обычный флаг, который состоит их простого куска ткани. Скелет космического флага помимо флагштока включал ещё и перпендикулярную направляющую, которая не давала ткани обвиснуть. Тогда что остается от мифа? А то что он, флаг, не просто отлично сохранял свои формы, а ещё и страшно трепыхался.

Давайте попробуем все разложить по полочкам. Если вворачивать флагшток в землю при безветренной погоде, то колебательные движения плоскости флага быстро затихнут, ввиду того что энергия уходит на борьбу с сопротивлением воздуха. Если перенести опыт в идеальные условия, т.е. на Луну, то энергия будет расходоваться значительно экономней и получается что флаг должен трепыхаться ощутимо дольше по времени. Тогда что не устраивает заговорщиков?



Разрушители обошлись без каких-либо теоретических выкладок и просто осуществили оба эксперимента. Действительно, флаг в вакууме не просто хаотично движется, а делает это к тому же показательно долго.

Лунная походка

- Они утверждают, что съемка астронавтов, подпрыгивающих в гравитационном поле Луны, которое в шесть раз меньше привычного для нас, была сделана здесь на Земле. Просто все снимали на высокоскоростную камеру, и таким образом движения получились плавными и медленными, - сказал Адам.

С чего начать на этот раз? Можно, к примеру, рассчитать как долго астронавт должен находится в свободном падении на Луне и сравнить с аналогичным временем на Земле. Предположим, что астронавт подпрыгивает на полметра вверх. Согласно незамысловатой формуле t=√(2S/g) время последующего падения на Земле составит 0.319 секунд, а на Луне - 0.782 секунд, что почти в два с половиной раза больше. Вот и искомый коэффициент замедления.

Давайте теперь представим, что лунную походку действительно разыграли в какой-то там Неваде. Получается, что режиссер должен был все снимать на камеру со скоростью 60 кадров в секунду (24 умножить на 2.5). Отлично, у нас есть астронавт, который медленно пикирует, прямо как на Луне. Но ведь он помимо всего прочего совершает множество других движений, например, сопутствующие движения руками, но они также замедляются в 2.5 раза, что в итоге должно выглядеть абсолютно неестественно. Если взять первый попавшийся ролик с лунными прыжками, можно заметить насколько быстро руки перемещаются по сравнению с общим медленным падением. А ведь астронавт - это не только скафандр с руками, на поясе у него подвешена куча здоровых инструментов и на отдельных роликах можно заметить как они пляшут с бешеной скоростью при ходьбе. Вследствие этого получается, что снять нечто подобное на Земле, как минимум, крайне затруднительно.



Адам и Джейни пришли к аналогичным результатам. Обычное замедление не выглядело естественным. Также они попробовали использовать подвесной механизм, который вздымал Адама при прыжках, но все равно остались неудовлетворенными. Скромный бюджет, конечно, не позволил переместить испытания на Луну, зато денег хватило на самолет, которые умеет двигаться по параболе и т.о. моделировать внутри салона различные коэффициенты свободного падения. Движения Адама наконец-то приобрели естественность!

А теперь время цитат, на этот раз из занимательной книги «Marswalk One. First steps on a new planet», которую написал некий Shayler:

The astronauts generally reported that use of the suit on the Moon was satisfactory. According to the Apollo Program Summary Report, moving in the gravity while wearing the Apollo EMU was not difficult, and adaptation was quite natural. The astronauts soon found that a two-footed loping gait or a running gait worked very well, but the mass of the back-pack and the apparent slipperiness of the lunar regolith required a substantial stopping distance. No significant discomfort was reported (due to sufficient heat removal even in the high temperatures of the lunar day), even after some degradation due to a build-up of lunar dust. The Apollo 11 astronauts were the first to notice the sharp contrasts of sunlight and shadow (which it had not been possible to simulate on Earth), but it took them only a few seconds to adjust to the new lighting conditions, and had no detrimental effect on their work performance. Judging distances remained a challenge, and subsequent crews were helped by the addition of sunshades on the helmet visor assembly. They also supported the need for improvements to the suit to facilitate easier bending and kneeling. The one memorable feature of wearing the suit was the hand-fatigue and tiring of the arms caused by carrying ALSEP packages. The design of the Apollo suit included a glove pressure that was difficult to maintain over sustained periods. Hand strength alone was not always sufficient to grab, hold or continually manipulate objects.

Вот и все. Поднимайте чаще головы, смотрите на звезды и на наш естественный спутник, это прекрасно!

аполлон, физика, история, луна

Previous post Next post
Up