Тема жизни после смерти - классическая «цеплялка» для читательского внимания. Людей всегда интересовало: что же там, по ту сторону бытия, а потому идею для книги Белянин выбрал беспроигрышную. Несмотря на то, что тему давно обмусолили со всех сторон, автору удалось найти в ней что-то новое.
Главный герой - демон по вызову. Работяга, в обязанности которого входит являться на землю к должникам, трясти перед ними договором, запугивать бедолаг, продавших душу, до дрожи в коленях и забирать в ад. Работа на первый взгляд непыльная, но только на первый взгляд. «При исполнении» Абифасдон сталкивается с самыми разными препятствиями: от вооруженной до зубов старушки (оружие, конечно, соответствующее: святая вода, ленты с православными молитвами, иконы) до прямых столкновений с ангелами. Осложняется работа тем, что шеф - настоящий Дьявол, а жена - настоящая демонесса, да еще и в положении.
Автор неплохо прописал ад, его устройство, показал основные «категории» грешников, затронул больные темы сегодняшнего дня: продажность политиков, жизнь ради обогащения, пьянство, пиратское распространение продукции и другие. И вроде все жизненно, все так, как надо, но... Лично я в своих ожиданиях от этой книги разочаровался. Вроде бы и язык идеальный, и гражданская позиция автора вызывает уважение, а вот сама история не впечатляет.
Сюжет прост: демон разрывается между работой и беременной женой. Каждая глава, считай, отдельная история, которые связывают между собой наличие одних и тех же героев и капризы беременной демонессы.
Белянинский демон - не демон в библейском смысле. Он не абсолютное зло, он почти человек. Абифасдон не только сочувствует некоторым грешникам, но и помогает им избежать «расплаты», в большинстве ситуаций действует так же, как действовал бы обычный человек (в меру геройства, в меру здравого смысла и безрассудства). Более того, его система ценностей схожа с системой ценностей простых смертных. Он нежно любящий супруг (со скидкой на странности взаимоотношений демонов) и настоящий друг.
Автор перенес на своего героя чересчур много человеческого. Конечно, можно сделать скидку на юмористическую составляющую книги, но попытка заставить читателя влезть в шкуру настоящего демона, сочувствовать ему, переживать... мне такой ход удачным не показался. Может потому, что автор не дотянул до полновесной юмористической фантастики.
Еще пара соображений по тому же поводу.
Белянинский демон дружит с ангелом. Если мотивацию ангела можно понять, как попытку воззвать к добру и справедливости в сердце демона, то мотивы Абифасдона совершенно непонятны. Он не только прислушивается к советам ангела, принимает его помощь, но и сам не чурается помогать другу, порой «отбирая» грешников у сил Ада и передавая их в руки белокрылого красавца. И это демон? Это, скорее, человек - попаданец в шкуру демона, вынужденный работать на силы зла. Вот в этом случае и мотивы Абифасдона, и его поведение, были бы более логичны.
Еще одно нарекание автору, это теща. Вернее, взаимоотношения зятя и тещи, которые словно списаны с глупых анекдотов. Да и «любовь» Абисфадона и Азриэллы (его жены) излишне гиперболизировано. Это любовь двух садистов-мазахистов. Ничего смешного в этом я не нашел.
Подводя итог, все-таки раскрою причину, по которой мой отзыв не такой радужный, каким мог бы быть. Во всем виноват Г.Зотов и только он )). Я сознаю, что если бы прочел «Демон по вызову» перед книгой «Ад и рай», воспринял бы все несколько иначе. Но увы. Не дотянул Белянин до уровня Зотова.
Вот такие пироги.