Мк, 1:1-8. Подготовка Богоявления. Часть 2. Глас вопиющего.

Jan 18, 2023 22:41



Иоанново крещение. Мозаика. Флорентийский баптистерий

Продолжение. Начало: Подготовка Богоявления, часть1, Пустыня  https://ioanna-poula.livejournal.com/89942.html

Далее, очень значимым является то, что проповедь Иоанна становится «гласом вопиющего». Это не просто призыв пророка. «Глас вопиющего» - это глас громко и сильно взывающего, так, что звук этого призыва разносится очень далеко. Силу этого высказывания тоже требуется перевести в духовный план.

В духовном смысле такое взывание, разносящееся очень далеко и обладающее большой силой воздействия, равно тем самым трубам Ветхого Завета, в которые трубили в новомесячье и новолетье, с помощью которых разрушились стены страшного вражеского города - Иерихона.
Этот возглас Иоанна равен шофару. От его звука пали, разрушились без боя, стены языческого города. «Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, каждый со своей стороны» (Нав., 6:4). Звук шофара - это единое усилие Бога и человека, благодаря которому могла проявиться сила Божья, и была одержана победа над непобедимым врагом, без боя.
Трубный, всепроникающий «глас вопиющего», напоминающий звук шофара, говорит о том, что наступает  новое время - время Нового Завета, которое Иоанн Предтеча предвосхищает. Старый мир падшего человечества должен рухнуть под духовным воздействием единого усилия Бога и человека.

Шафар звучал в Новый год, и в начале каждого месяца. «Трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего» (Пс, 80:4-5) , как повелел Господь, в свидетельство об избавлении от рабства Египетского. Был также особый праздник труб, в первый день седьмого месяца, который напоминал о трубном гласе на Сионе, о встрече Моисея Богом, то есть о Богоявлении.
Шофар звучал и в Йом Киппур - в «День искупления», «Судный день», «день Всепрощения» - день поста, покаяния и отпущения грехов. Праздник был установлен в память о тяжелом грехе, измене Богу, когда иудеи сделали золотого тельца и поклонялись ему.
И, наконец, щофаром трубили в юбилейный год - год освобождения от рабства и прощения долгов, когда возвращалось заложенное имущество и рабы отпускались на свободу (Лев. 25:30-31).

Таким образом, звук шофара призывал к покаянию и очищению от грехов, а также напоминал об осовбождении от рабства, новом времени и о Богоявлении. И это было содержанием проповеди Иоанна Предтечи.
Все это - и покаяние в грехах, и наступление нового времени, и освобождение людей от их рабского состояния, и предстоящее Богоявление, и победа над считавшимся непобедимым врагом, которая предстоит в будущем, - все это возвещал трубный глас, доходящий до пределов страны и проникающий в сердце каждого человека - глас Иоанна Предтечи. «И выходили к нему вся страна Иудейская, и Иерусалимляне, крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои» (Мк, 1:5).
То есть, Иоанн был услышан почти всем населением страны.

После крещения в покаяние и очищения от грехов, люди уже могли воспринять проповедь Иоанна о грядущем Мессии, Который будет крестить Духом Святым.
Иоанн использует свой авторитет признанного народом пророка, чтобы показать могущество Того, Кому он приготавливает путь. Иоанн не только называет Мессию гораздо более сильным, чем он сам, но говорит, что недостоин быть даже в услужении, настолько велик Тот, Кто идет за ним.

Здесь обращает на себя внимание слишком подробная фраза Крестителя: «я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его». Дело в том, что текст Евангелия, как и всей Библии, очень концентрированный, в нем нет подробных описаний. И вот эта подробность - не просто развязать ремни обуви, а «наклонившись, развязать» кажется, само собой разумеющейся, и потому избыточной, ненужной.
Однако в Библии нет ненужных подробностей. Но существует акцентирование, проясняющее скрытый смысл. Иоанн Предтеча не просто говорит о своем недостоинстве перед Христом, он склоняется перед Ним, и это первый в Новом Завете поклон Христу, Совершенному Богу и Совершенному человеку. Это то, что потом сделал Фома, когда поклонился воскресшему Христу и сказал: «Господь мой и Бог мой».
Выход Христа на служение предваряется крещением народа в покаяние, и поклоном, Иоанна Предтечи, которого люди уже признали великим пророком, грядущему Мессии, сделанным заранее. Этот поклон подготавливал людей к Богоявлению. Также о Богоявлении свидетельствовали слова Иоанна о том, что Христос будет крестить Духом Святым, потому что Духом Святым крестить может только Бог. Но крещение Духом Святым будет возможно только после Креста и Воскресения.

Таким образом, миссия Иоанна как Предтечи Христа, началась со всепроникающей проповеди, звучащей, как шофар, и распространившейся по всей Иудее. Ее быстрое и полное распространение стало предтечей того, что впоследствии поручил Иисус Христос апостолам: «Будете мне свидетелями… даже до края земли». Иоанн возвещал Богоявление и поклонился грядущему Христу. Звук шофара, единое усилие Бога и человека, в гласе Иоанна стал прообразом синергии, на которой будет основан Новый Завет и перетворение человека и мира.

Следовательно, подготавливается не просто выход Иисуса Христа на служение и усвоение народом слова Божьего, Благой вести - идет глобальная подготовка для всего переустройства мира и человека, где приход Мессии - это только начало этого переустройства, перетворения.
А вступлением в это новое время, когда старое рушится, и наступает новое, небывалое, становится возвещение Иоанна о грядущем Мессии, Спасителе, которому нужно приготовить место в сердце.

Новый Завет, Евангелие

Previous post Next post
Up