Разговор самарянки с Иисусом Христом все время разворачивается вокруг одной важной для смыслов Нового Завета темы - темы воды.
Разговор начинается с того, что Иисус встречает самарянку в святом месте - у колодца Иакова. Колодец патриарха, который дал ему имя, и около которого в благодарность Богу был жертвенник - это место святости, место проявленной милости Божьей. Потому что в Ветхом Завете вода означает жизнь; человек получает жизнь от воды, без нее он не может существовать. Это ветхозаветная правда: человек, в своем падшем состоянии, зависит от «мира сего» и того, что мир может дать - от воды, в первую очередь. Вода означает жизнь. Поэтому каждый колодец в ветхозаветное время имел имя и возле него ставился жертвенник - чтобы благодарить Бога за воду, за возможность продолжения жизни. Колодец, как источник воды, был источником жизни в пустынных землях, на которых жили потомки Авраама.
И вот встреча Иисуса и самарянки происходит около этого ветхозаветного источника жизни - земной воды, открытой с Божьей помощью. И здесь, как и всегда в Евангелии, Ветхий Завет сталкивается с Новым Заветом. Смыслы Нового Завета проявляются на фоне сходных ветхозаветных смыслов. Около колодца - ветхозаветного источника земной жизни появляется Иисус Христос - источник новозаветной, вечной жизни. И Он говорит с самарянкой о новой воде, несущей новую жизнь - жизнь в вечности, живой воде, которая связывает человека с Богом - о Духе Святом. Рождение от воды Духа, о котором говорил Иисус Никодиму, сейчас, в истории с самарянкой, проявляется, подтвержденное наглядными образами.
Смысл разговора движется от воды земной, питающей земную жизнь, - к воде небесной, живой воде, соединяющей человека с Богом и дающей жизнь в вечности. «Вода, которую я дам ему [ человеку], сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин, 4:14).
Важно, что человек не просто будет получать эту воду живую, но сам сделается источником живой воды, источником жизни. Другими словами, здесь говорится об окончании процесса обоживания, когда человек сможет до конца принять наследство - стать сыном Божьим, богом по благодати. Вспомним, что говорит Иисус о Себе как Сыне Божьем: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин,5:26). То есть, Сын по Своим свойствам, по своему могуществу, равен Отцу, и, как Отец, может творить жизнь. Но люди, как чада Божьи, призваны именно к тому,чтобы принять усыновление - наследство, которое приготовил им Творец; чтобы стать полноценными детьми Божьими - богами по благодати. И, следовательно, когда человек примет это наследство и возрастет в Боге, то, как сын Божий, тоже будет обладать всем, чем обладает Отец - даже тем, что будет «иметь жизнь в себе», и сможет творить миры. Того же мнения придерживается Симеон Новый Богослов, он пишет: «Ведь Господь наш не завистлив,/ не боится Он, что смертный,/ По Его же благодати /Сам ему же станет равным./ Нет, Он радуется сильно, /Утешается всемерно,/ видя нас, людьми рожденных,/ но по благодати ставших / Таковыми, каковым Он / Был и будет по природе».
Вода живая, текущая из чрева человека в вечную жизнь подтверждается образом Реки Жизни протекающей посереди Небесного Града, пронизывающей Древо Жизни, так что оно оказывается по обе стороны от этой реки - то есть, образует с ней единство. Это единство - единство человека с Богом, «все во всем», начинается с принятия живой воды - крещения Духом Святым, рождения свыше.
Образ Духа Святого как живой воды, соединенный с образом Света, описан в седьмой главе. Там, в конце праздника кущей, при зажигании светильников, символизирующих излияние света, Иисус прямо призывает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». И апостол Иоанн поясняет, что говоря о живой воде Иисус имеет в виду «Духа Святого, Которого имели принять верующие в Него» (Ин, 7:38-39). Здесь, при излиянии света Иисус говорит о живой воде, то есть, и свет, и вода - образы Духа Святого. Так еще раз раскрывается такой этап духовного пути, как рождение свыше - освящение словом Иисуса Христа, получение воды живой - Духа Святого, и, тем самым, получение Жизни как Света, той, которая изначально была сообщена миру и человеку.
Образ Духа Святого как живой воды появляется с самого начала Библии, с первых ее строк, описывающих начало мира. «Дух Божий носился над водой» (Быт., 1:1). Бог создал мир из ничего, и поэтому все, описанное в первых строках Библии - это образы, призванные отразить это «ничто», отсутствие. Следовательно, указание на воду, над которой «носился» Дух Божий, можно, смотря уже из опыта Нового Завета, понять как единство воды и Духа, как Дух Святой в виде живой воды, который присутствовал в этом «ничто», подготавливая, или, в буквальном переводе с древнееврейского «высиживая» это ничто, в качестве подготовки к творению мира. Чтобы осуществился первый акт творения - «И сказал Бог».
Бог произвел высказывание, ввел в это «отсутствие» Свое Слово - Логос, Жизнь как Свет. То есть, сообщил этому небытию принцип жизни. Но сначала это небытие, отсутствие было согрето, высижено, как птенец птицей, освоено Духом Святым - Живой Водой. Можно даже сказать, что Бог, перед творением, освятил, окропил это «ничто» Живой Водой Духа Святого.
И затем, в качестве аккорда, завершающего все творение, восстановленное и спасенное Богом, образ Духа Святого как Живой воды мы встречаем в описанном в Апокалипсисе конце времен - в Новом Иерусалиме, в Царстве Небесном. Там течет Река Жизни, вытекающая из Древа Жизни, которое находится по обеим сторонам этой реки. Древо Жизни - это Христос, в Котором возрастает человек, обретая обожение, становясь богом по благодати. И Дух Святой, в виде живой воды, без ограничений, потоком изливается, питая Древо Жизни, составляя единство с ним, - неиссякаемый поток жизни, к которому теперь человек имеет постоянный и беспрепятственный доступ.