Об удерживающем. Дополнения

Dec 28, 2021 11:59



Начало: 2 Фес. 2:7-8 Об удерживающем: https://ioanna-poula.livejournal.com/111185.html

Ответ на некоторые комментарии по поводу удерживающего. Было высказано мнение, что праведник - это удерживающий, но при этом ни Лот, ни Ной не смогли удержать катастрофу.

Дело в том, что понятие «удерживающего» характерная черта нового - Новозаветного времени; сама фигура  удерживающего - это явление новозаветного времени. Оно связано с 1) излиянием Духа Святого в мир   2) с открывшимся процессом спасения людей Богом, а также с окончанием этого процесса, и, соответственно, с открывшимся линейным временем, кайросом - от рождения Иисуса Христа в мир и до Его Второго пришествия, когда время закончится.

Кайрос и конец времени обуславливает апокалипсис как условие прохождения человека, поколений людей, по узкому пути к Небесному Царству. И именно всвязи с этим появляется фигура удерживающего.
В ветхозаветное время никакого удерживающего просто не могло быть, потому что Дух Святой не был еще излит в мир, и путь к концу времен, путь спасения Иисусом Христом еще не был явно обозначен. Соответственно, за «весь мир» никто молиться просто не мог, ни у кого не было таких духовных сил.

С наступлением Нового Завета история спасения человека и мира подходит к концу, время заканчивается. Дух Святой изливается в мир и дает возможность каждому человеку, верящему в Христа, быть пророком. Происходит качественное изменение человека по вере в Иисуса Христа. Он становится царственным священством - а значит, царем и священником. Священником - то есть, человек теперь может самостоятельно, без посредников, общаться в Богом во Христе. Царем - то есть, человек становится выше мира, в том смысле, что мир уже не порабощает человека, он (человек) становится, как во времена Эдема, владеющим миром и ответственным не только за себя, но и за мир; человек становится ответственным строителем нового мира. И эта ответственность  не только за себя, но и за других людей во Христе дает возможность появления удерживающего.

В этом новизна времени. В Ветхозаветное время каждый человек мог, имел духовные силы, отвечать только за себя. Бог предупреждает Каина: «У твоих дверей грех лежит, но ты господствуй над ним». Значит, как-то совладать со своим грехом падший человек Ветхого Завета мог, но отвечать за других людей - уже нет, не было таких духовных сил. Конечно, во все времена были отдельные люди, которые могли уловить действие Духа Святого - пророки. Но они могли только донести до людей то откровение, которое получали, больше ничего не могли сделать. Был Закон - то есть, это было внешнее, Богом данное, сдерживание, не дающее людям погрязнуть во зле, соответствующим образом очерчивающее границы поведения человека. Таким образом, сдерживание осуществлялось Богом через пророков и Закон, но ни пророки, ни Закон удерживающими, в новозаветном смысле, назвать нельзя. Ни пророки, ни Закон, не удержали иудеев от пленения и даже разрушения Храма, именно потому, что Закон был внешним и минимальным способом сдерживания падшей природы человека. Внутреннее действие в ветхозаветное время было возможно только одно - личное усилие человека по удержанию себя в рамках Закона.

Но были некоторые гиганты Духа, которые могли быть названы ветхозаветными удерживающими, в широком смысле слова. Это те люди, через которых Бог заключал заветы (договоры) с людьми.
1. Ной может быть рассмотрен как удерживающий - не потому, что он не допустил потоп, но потому, что именно благодаря его праведности и личному усилию была сохранена его семья и верность Богу. И, вследствие этого, благодаря его личному усилию был сохранен человеческий род и заключен первый договор человека с Богом. То есть, его личная праведность дала возможность спасения человечества.
2. В случае Содома и Гоморры удерживающим был не Лот. Попытку быть удерживающим сделал Авраам, и она подробно описана в Библии как «торг» Авраама с Богом. Это, по своему духовному содержанию, - внутреннее новозаветное действие удержания, которое во времена Ветхого Завета было вынесено вовне, и поэтапно описано как разговор Авраама с Богом. Это одна из немногих попыток в Ветхом Завете ходатайства за других людей.
Бог  ничего не может сделать со свободой человека, даже с его свободой потерять человеческий облик. Но спасти Он может только людей. Всех людей, которые сохранились в этих двух городах, Бог спасает, но их оказалось всего четыре человека.
3. Моисей - третья крупная фигура ветхозаветного удерживающего: он удержал гнев Божий  на горе Синай, и вел с Богом переговоры о сохранение народа, преступившего первую заповедь. И это тоже - новозаветное внутреннее действие, в Ветхом Завете существующее как внешнее и исключительное. Далее через Моисея и Закон Бог внешним образом организовывал народ Божий.
Были еще пророки, возвещавшие волю Божью, призванные также внешним образом регулировать поведение израильтян, но их слово тоже не могло быть услышано вполне, потому что Дух Святой еще не был излит в мир; люди не удерживали откровения, которые им давались. В целом, ветхозаветный человек мог отвечать только за себя и свою семью.

Таким образом, новозаветное время отличается от ветхозаветного именно тем, что, благодаря излиянию Духа Святого в мир, люди, по вере в Иисуса Христа, стали царственным священством. А так же тем, что с наступлением Нового Завета настали «последние времена», открылась финишная прямая спасения Богом человечества; соответственно усиливается сопротивление падшего мира.
Поэтому  христиане, в силу излияния Духа Святого и их внутреннего преображения, могут молиться за других людей и духовно «держать» ситуацию в мире - настолько, насколько хватает их духовных сил.

Апостол Павел - мощнейший удерживающий нового времени. Смысл его деятельности как удерживающего - дать возможность развиться христианскому движению в церквах, которые он основал. Он молился за все церкви и духовно удерживал ситуацию, пока не накопится критическая масса духовно сильных людей - христиан, которые смогут существовать в изменившемся мире и выдержать его сопротивление. То есть, смысл в том, чтобы набрало духовную силу христианское движение, которое будет осуществлять ту преобразующую деятельность, к которой оно призвано Христом. И, таким образом, соединенным духовным усилием христиан, людей Нового времени, осуществляется продвижение человечества к Царству Небесному.

Ветхий Завет, богословие, Новый Завет, Апостол Павел

Previous post Next post
Up