Оригинал взят у
rigogolo в
Графика и вышивка А. ЛукашевкерДавно хотела показать что-то из работ Александры Лукашевкер
Вот! Правда показываю не я, а Андрей (это его новый жж про искусство, добавляйте!).
Её вышивки удивительны и легки.
Оригинал взят у
artwhistling в
Графика и вышивка А. ЛукашевкерХочу рассказать об одной малоизвестной художнице второй половины ХХ века. Не беда, что малоизвестной - знаменитость, слава, популярность противоречат тишине и камерности этих работ. Каждая работа Лукашевкер дышит легкостью, любовью и жалостью к миру.
Некоторым ее светоносные картины напоминают импрессионистов, однако есть одно важное различие. Живопись импрессионистов почти всегда программная, провозглашающая свое направление в искусстве и часто интересная именно этим. А центральная характеристика произведений Лукашевкер - предельное смирение и тишина, полный отказ от какой-либо идеологии. Даже отрицания советской идеологии совсем не видно. В ее работах можно найти, лишь тишину приглашения, дающую полную свободу зрителю.
Прежде подробного разговора о вышивках необходимо отметить, что эти вышивки - отнюдь не декоративно-прикладное искусство. Лукашевкер занялась вышивкой из-за того, что врачи запретили ей писать маслом.
Александра Лукашевкер - художник природы. Рассмотрим две ее работы, которые могут дать ключ для понимания отношения Александры Лукашевкер к миру, к природе.
Пейзаж с клеймами
Общеизвестно, что клейма - ряд изображений событий из жития святого, обрамляющий икону. И вдруг мы видим вышивку «Пейзаж с клеймами». Это проясняет для нас отношение Лукашевкер к природе как к святыне, и к изменению состояний природы - как к событиям «жития» природы. Современник Александры Давыдовны Борис Пастернак описал в знаменитом стихотворении «Когда разгуляется» трепетное внимание к изменениям природы и восприятие «простора земли» как собора.
КОГДА РАЗГУЛЯЕТСЯ
Большое озеро как блюдо.
За ним - скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
Суровых горных ледников.
По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то черной тенью
Насевшей копоти покрыт.
Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава!
Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.
B церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
Святые, схимники, цари.
Как будто внутренность собора -
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою.
1956
Это отношение к природе - отношение городского жителя, тоскующего по природе и стремящегося с ней соединиться хотя бы в саду или во время загородной поездки. В рисунке «Ваза на фоне сада» Александры Лукашевкер воплощается это стремление и ответ на него - соединение городских цветов на подоконнике на фоне бурной растительности сада.
Ваза на фоне сада
И нас Александра Давыдовна приглашает всего лишь выйти в сад, вглядеться в него и обрадоваться.
Интерьер с клеймами
Яблочный Спас.
Городской пейзаж
Натюрморт с греческой вазочкой
Автопортрет