Свт. Димитрий Ростовский. Поклонение Пресвятой Богородице:
"Поклоняюсь твоему безгрешному зачатию и рождению от твоих святых родителей Иоакима и Анны и молю тебя, госпожа моя: дай мне начать безгрешное житие и возбуди во мне покаяние".
"Теперь выяснился пред нами чин Девы, подобный Небесному Царствию. Да славится же Небесное Царство, как подобное
(
Read more... )
Слова Святителя Димитрия можно понимать о зачатии чистом от произвольного греха, ибо сие было после долгой честной жизни, в старости, не по желанию плоти, но в послушание предречению Ангела. Но не невероятно и то, что он понимал оное так, как о сем мудрствуют ныне на Западе.
Он получил первоначальное образование так, что в сем более участвовали западные наставники и западные книги. Встреченное мнение, ознаменованное благоговением к Божией Матери, могло быть принято по чувству сего же благоговения, тогда как не приходило на мысль строго исследовать оное в отношении к догмату искупления рода человеческого от первородного греха единственно Кровию воплощенного Сына Божия.
(свт. Филарет Московский)
Reply
Reply
http://www.pagez.ru/philaret/nasl_073.php, письмо 72(1140) от 23 января 1857 г.
Reply
1) Есть мнения Отцов как в пользу, так и не в пользу Непорочного Зачатия.
2) В ПЦ нет догматического решения вопроса, а потому можно веровать и так, и иначе.
3) Сам свт.Филарет высказался более сдержанно не в пользу католического мариологического догмата, нежели высказалася свт.Феофан Затворник и уж тем более свт.Игнатий Брянчанинов.
Мой вывод из всего этого такой: проблема для Востока была новой и до сих пор еще новая. Конкретно исследованием (нельзя сказать, что научным) вопроса первым занялся свт.Игнатий. Остальные в его время лишь выразили настороженность. Их всех католич.догмат не убедил. И они (в отличие от свт.Игнатия) лишь вскользь прошлись по этой теме.
Сказать, что православные богословы 20 века серьёзно занялись этой проблемой я не могу. Попытки, например, о.Максима Козлова нельзя назвать удачными и убедительными.
Reply
Reply
-----------------------------
в смысле, для св. Андрея Критского с Пселлом была новой?
если о св. Филарете, то
Как это возможно, что умерла чистейшая Херувимов и славнейшая Серафимов? Херувимы и Серафимы ниже Ея, и следственно в низшем степени должны быть блаженны: но они не знают смерти. Как умерла бывшая вместилищем воплощеннаго Сына Божия, и конечно не преставшая быть жилищем Божества? Нетленно приявшая огнь Божества должна ли была уступить силе земнаго тления? - Подлинно, можно полагать, что могла бы Пресвятая Дева, по выражению Апостольскому, не совлещися, но пооблещися, да пожерто будет мертвенное животом, - не сложить с себя одежду земнаго тела посредством смерти (!), но мгновенным преображением облещись в тело прославленное. И почему же не так было? Должно думать, что, по Своему всегдашнему смирению и по желанию подражать уничижению Своего Божественнаго Сына, Она сама желала не миновать уничиженнаго пути смерти временной. А всеустрояющее Провидение, не препятствуя углублению смирения, долженствующему возвысить будущую славу, смертию Матери Живота вразумляет нас, как не малый еще и не безопасный остаток силы сохраняет смерть в естестве человеческом и после животворящей смерти Христовой. Если пречистая Матерь Живота не миновала смерти, хотя тихой и кратковременной: то мы, далекие от совершенной чистоты, поверженные в нечистоту мыслей, в нечистоту страстей, в нечистоту дел, в нечистоту жизни, - в какой мы опасности смерти лютой и вечной!
http://www.stsl.ru/lib/book15/chap331.htm
Reply
Reply
Reply
Leave a comment