"Дух вечно исходит из того, что есть Отец и Сын"

Sep 30, 2011 16:38

Свт. Лев Великий. Слово I на Пятидесятницу, 3:

"Ведь в Божественной Троице нет ни несходства, ни неравенства; и во всем, что можно помыслить о Её Сущности (то есть о силе, славе, вечности), не может быть никакого разделения. И когда, следуя свойствам Лиц, один есть Отец, другой - Сын, третий - Святой Дух, то ведь в Них не разная Божественность, и не ( Read more... )

теология

Leave a comment

anonymous October 2 2011, 14:49:55 UTC
Он вечно исходит из того, что есть Отец и Сын
------------------------
т. к. Отец и Сын единосущны, это определение - по-моему, без натяжек - может быть понято в смысле "из сущности Отца"

cp.

И один только Дух Святой - исходящ, не рождаемый, но исходящий из существа Отца (c)

Reply

ioann22 October 2 2011, 15:00:30 UTC
/но исходящий из существа Отца/

... и Сына. Это триадология Западных Отцов. Исходить просто "от Отца" - это значит превращать Духа в Сына, потому что имя "Отец" указывает только на Сына, а не на Духа. Исходить Духу нужно именно от Отца и Сына вместе.

Reply

anonymous October 2 2011, 15:06:33 UTC
я думаю, что формулировки "Сын рождается"[из сущности Отца]/"Дух исходит"[из сущности Отца] вполне святоотеческие, потому достаточные. В любом случае, понятно (мне), что Отцам был знаком этот текст Святителя.

Reply

ioann22 October 2 2011, 15:26:04 UTC
Первую ипостась зовут "Отец". Из сущности Отца происходит Сын (на то Он и Сын_Отца). Из сущности Отца и Сына происходит Дух (именно поэтому Он Дух, а не Сын).

Reply

Сторонний наблюдатель anonymous October 4 2011, 17:49:08 UTC
Догматика, все-таки, меняется со временем. Доникейский субординационизм кажется мне той границей, дальше которой лезть не следовало.

Reply

Re: Сторонний наблюдатель ioann22 October 5 2011, 19:45:24 UTC
А у меня всё больше и больше ощущение того, что греческая триадология примитивна (особенно пост-фотиевская), так как ипостасные идиомы считаются лишь отличающими одного индивида от другого. Если даже в рамках антропологии это было бы сужением, так как человеческий род - это не набор индивидов с отличительными идиомами, а прежде всего отпечатки первообразного Адама, то уж в Троице и подавно. Троица - это не три разноцветных карандаша (красный, желтый, зеленый), идиомы которых лишь_отличают один карандаш от другого, а живые Персоны, идиомы Которых не только отличают, но и связывают Одного с Другим отношениями.

Доникейская Троица прекрасно это показывает. Сын - это образ Отца. А Дух - это образ Сына (образ Отца и Сына). Прямым текстом об этом у Дамаскина.

Получать природу от Отца - это и значит "раждаться", быть Сыном.
Получать природу от Отца и Сына - это и значит "исходить", быть Духом. Если же Дух получает природу только от Отца, то значит Он вовсе не Дух, а Сын, что богохульно.

Reply

Re: Сторонний наблюдатель alexandrg October 8 2011, 07:58:56 UTC
+++Если же Дух получает природу только от Отца, то значит Он вовсе не Дух, а Сын, что богохульно.+++

Это какое-то странное умозаключение. Ведь Дух "получает природу" от Отца не по образу рождения, а по образу исхождения. Чем отличаются между собой "рождение" и "исхождение", мы не знаем. Но знаем, что отличаются. Вот и все.

Reply

Re: Сторонний наблюдатель ioann22 October 8 2011, 14:11:17 UTC
/Ведь Дух "получает природу" от Отца не по образу рождения, а по образу исхождения/

По образу рождение = получать природу от Отца.
По образу исхождения = получать природу от Отца и Сына.

Reply

Re: Сторонний наблюдатель alexandrg October 8 2011, 14:28:15 UTC
+++По образу исхождения = получать природу от Отца и Сына.+++

Это только в латинской традиции. А логической необходимости в такой трактовке нет. Поэтому возможно и иное понимание - православное.

Reply

Re: Сторонний наблюдатель ioann22 October 8 2011, 15:07:01 UTC
Если бы природа была получена от некоего N, то логической необходимости мыслить, что это происхождение именно по образу рождения или именно по образу исхождения нет, так как N ни на что не указывает. Тогда можно было бы просто ссылаться на то, что мы знаем что такое рождение и исхождение, но знаем только, что они различаются.

Но в православной триадологии говорится о получении природы не от N, а от Отца. Следовательно, получить природу от Отца уже обознает родиться. Говорить, что и Дух получил природу от Отца означает то, что и Он родился. В Троице получаются два Брата, а Сын перестаёт быть единственным единородным. К слову, у Николая Мефонского такое сравнение прорывалось, когда он критиковал филиокве. Он говорил, что Дух собственнен Сыну как брат брату.

Reply

Re: Сторонний наблюдатель ioann22 October 8 2011, 15:08:37 UTC
/что мы знаем что такое рождение и исхождение/

ошибка: мы НЕ знаем

Reply

Re: Сторонний наблюдатель alexandrg October 9 2011, 11:37:58 UTC
+++Но в православной триадологии говорится о получении природы не от N, а от Отца. Следовательно, получить природу от Отца уже обознает родиться.+++

Вот уж не обязательно. Слова о том, что Дух "от Отца исходит" принадлежат Сыну этого Отца. И в том, что Сын называет Отца - "Отцом", нет ничего странного. Православная же триадология просто повторяет за Спасителем эту формулировку, вовсе не подразумевая, что Отец Сына является также и Отцом Духа. Т. е., если более строго, в православной триадологии утверждается, что Дух исходит от Божественной ипостаси, являющейся Отцом Сына.

Reply

Сторонний наблюдатель - "как брат брату" anonymous October 15 2011, 11:25:55 UTC
"Пистис София", привет! :-)

Reply

Сторонний наблюдатель anonymous October 15 2011, 11:23:55 UTC
Потом, из Писания видно, что Дух Христов и Дух Отца - одно, как и просматривается иерархия - Отец > Сын > Св. Дух, которая для автора Афанасьевского Символа совершенно неочевидна, "никто не является ни первым, ни последующим", и, что интересно, отмечается происхождение Духа от Отца и Сына (что, впрочем, неудивительно, если учитывать западное происхождение этого текста) и подчиненность Христа Отцу по человечеству. Однако уже во 2 тысячелетии в Константинополе прошел собор, постановивший, что Сын меньше Отца "по имени" только, т.е. по одному только факту рождения Его от Отца. . .
Интересно ещё то, что жизнь первых христиан отличалась довольно таки слабым интересом к догматике и несравнимо больше их интересовало, как им следует жить, иными словами, в христ. учении для них главным была его нравственная составляющая. А когда любовь стала угасать, появились споры - "как там да что там". . .

Reply


Leave a comment

Up