Свт. Лев Великий. Слово I на Пятидесятницу, 3:
"Ведь в Божественной Троице нет ни несходства, ни неравенства; и во всем, что можно помыслить о Её Сущности (то есть о силе, славе, вечности), не может быть никакого разделения. И когда, следуя свойствам Лиц, один есть Отец, другой - Сын, третий - Святой Дух, то ведь в Них не разная Божественность, и не
(
Read more... )
------------------------
т. к. Отец и Сын единосущны, это определение - по-моему, без натяжек - может быть понято в смысле "из сущности Отца"
cp.
И один только Дух Святой - исходящ, не рождаемый, но исходящий из существа Отца (c)
Reply
... и Сына. Это триадология Западных Отцов. Исходить просто "от Отца" - это значит превращать Духа в Сына, потому что имя "Отец" указывает только на Сына, а не на Духа. Исходить Духу нужно именно от Отца и Сына вместе.
Reply
Reply
Reply
Reply
Доникейская Троица прекрасно это показывает. Сын - это образ Отца. А Дух - это образ Сына (образ Отца и Сына). Прямым текстом об этом у Дамаскина.
Получать природу от Отца - это и значит "раждаться", быть Сыном.
Получать природу от Отца и Сына - это и значит "исходить", быть Духом. Если же Дух получает природу только от Отца, то значит Он вовсе не Дух, а Сын, что богохульно.
Reply
Это какое-то странное умозаключение. Ведь Дух "получает природу" от Отца не по образу рождения, а по образу исхождения. Чем отличаются между собой "рождение" и "исхождение", мы не знаем. Но знаем, что отличаются. Вот и все.
Reply
По образу рождение = получать природу от Отца.
По образу исхождения = получать природу от Отца и Сына.
Reply
Это только в латинской традиции. А логической необходимости в такой трактовке нет. Поэтому возможно и иное понимание - православное.
Reply
Но в православной триадологии говорится о получении природы не от N, а от Отца. Следовательно, получить природу от Отца уже обознает родиться. Говорить, что и Дух получил природу от Отца означает то, что и Он родился. В Троице получаются два Брата, а Сын перестаёт быть единственным единородным. К слову, у Николая Мефонского такое сравнение прорывалось, когда он критиковал филиокве. Он говорил, что Дух собственнен Сыну как брат брату.
Reply
ошибка: мы НЕ знаем
Reply
Вот уж не обязательно. Слова о том, что Дух "от Отца исходит" принадлежат Сыну этого Отца. И в том, что Сын называет Отца - "Отцом", нет ничего странного. Православная же триадология просто повторяет за Спасителем эту формулировку, вовсе не подразумевая, что Отец Сына является также и Отцом Духа. Т. е., если более строго, в православной триадологии утверждается, что Дух исходит от Божественной ипостаси, являющейся Отцом Сына.
Reply
Reply
Интересно ещё то, что жизнь первых христиан отличалась довольно таки слабым интересом к догматике и несравнимо больше их интересовало, как им следует жить, иными словами, в христ. учении для них главным была его нравственная составляющая. А когда любовь стала угасать, появились споры - "как там да что там". . .
Reply
Leave a comment