Патриарх Геннадий Схоларий. "Слово на Благовещенье Пресвятыя Богородицы":
"Матери Владыки долженствовало во всём явить, что Она достойна сего служения, и это служение должно быть Её наградой за это Её произволение, и к красоте Её добродетелей следовало присовокупить красоту венцов (награды), дабы всё соответствовало одно другому: преизбытку благ, ставших присущими Ей, наивысшая слава и честь, преимуществу же чести -- святость Её образа жизни и нравов, которой Она расположила к Себе Бога прежде, чем была почтена служением быть Матерью Божьей, и прежде, чем расположила Его к Себе, была почтена за святой образ жизни. В Таковой Матери была нужда у Такого Сына: Её Он приготовляет ещё прежде рождения и предуготовляет святую Землю, из которой намерен создать Чистого (Нового) Адама; и как в древности,создавая человека, Он воспользовался красотой неодушевлённой земли, так и теперь, собирая всю красоту естества человеческого в одну душу и тело, Он готовится воссоздать созданных в древности; потому что не подходило для Создателя, творя иного, взять нечто более ценное, чем материю, а Себе восприять плоть из какой случится материи".
Патриарх Геннадий Схоларий. "Слово на Преставление Пресвятыя Богородицы":
"7. Она, подобно Её Божественному Сыну, не шествовала постепенно к добродетели, не путём очищения Себя возымела состояния чистоты, не одним усердием получила равноангельскую степень, находясь во плоти и прежде, чем возобитал в Ней Владыко ангелов; но Она была Орудием, Богом сразу же уготованным в соответствии с таковым служением -- ранее того, как наступило время служения, которое требовало не только чистоты души и тела, но и соответствующего возраста последнего. Поэтому Имеющий воспользоваться Сим Орудием позаботился сначала приготовить Его; если же ни одна душа сама по себе не могла оборудовать бы себя так, чтобы явиться достойной для такого служения, то насколько менее могло бы это сделать естество тела, сопряжённого с неё.
Итак, не только содействовала Она и подала руку Его благому произволению, как обстоит дело у иных добродетельных людей, но так лучше сказать: достойным образом Она предоставила совершаться в Ней положенному приготовлению, так, чтобы его действие, по данному состоянию и силе, было во всём отвечающим Его воле; состояние же это стало Ей присущим не вследствие деяний, во множестве и по порядку совершаемых в течении долгого времени и усердия, но с небес оно было вложено в (Её) естество, чтобы, таким образом, Ей не оставался присущим ни малейший след недостатков естества. И что бессеменное зачатие дало Рождённому от Неё, это же самое в Ней, хотя и рождённое от семени, произвела Божественная благодать: и это так, чтобы в Обоих Чистота была поражающая; в Рождённом от Неё была бы более славной, вследствие Его [Божественного] естества, не имеющего никакого основания для нечистоты; и, как имеющая родить Чистейшего, Она должна была быть Чистейшей немедленно же, хотя и имела бы соприсущее естеству основание для нечистоты.
Поэтому чистоте Матери, первой и последней в степени счастья, присущими Ей в человеческом естестве, всё, конечно, было сообразным сему: посвящение Богу; обитание во Святая Святых, единственной среди всех иных дев (живших рядом в девичьих покоях, находившихся снаружи), во исполнение прообразов, которые там находились и которые служили прообразами именно Её; чудесный образ жизни в священных местах; наблюдение самих ангелов; совершенство души, восходящее вместе с ростом тела: восходящее не от деятельности к созерцанию, не от самоочищения к состоянию постигнутой очищенности, не от положения наемников в состояние сынов, не от нетвёрдого предания себя Богу к незыблемому и всегда пребывающему, нет, -- для Неё восхождение выражалось в степенях любви и в просвещениях свыше, всё более и более осиявающих Её душу, преданную Божественной любви, в то время как тело, вследствие сочетания с Такою душою, наслаждалось жизнью, всецело подаваемой ею, и, по этой причине никакого неудобства не причиняя, как чистейшее, сочеталось с чистейшей и служило ей". (Перевод архим. Амвросия Погодина)
Собственно, та же самая мариология была и у св.Николая Кавасилы.
"Сам призываемый [праведными супругами Иоакимом и Анной] Бог соделал всё и, отодвинув в сторону природу, непосредственно, так сказать, создал Деву как первого человека. И прежде всего, и законнее всего первым человеком является Дева, Которая первая и единственная явила природу [человека]". (Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы,4)
"Ведь ни один не родится чистым от нечистого (Иов.14:4). Это и превыше всякого чуда, и повергает в трепет не только людей, но и самих ангелов, и посрамляет любое словесное преувеличение. Ведь [Дева], будучи точно таким же человеком и не имея в Себе ничего большего по сравнению с остальными людьми, всё-таки Одна избежала общей болезни". (Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы,6)
"когда Бог пожелал на Нее снизойти, ничто не препятствовало Его нисхождению, а Он не мог бы снизойти, если бы между [Ним и Девой] была воздвигнута возбраняющая преграда. А это бы произошло, если бы что-нибудь близкое греху усвоилось Блаженной Деве. Сказано ведь: беззакония ваши произвели разделение между Мною и вами (ср. Ис.59:2). Не следует думать и так, что преграда существовала, а Бог Сам Своим снисхождением разрушил стену; ведь, когда Он еще не сошел, не чем было разрушить препятствие, я говорю, о крови и страстях [Христовых]. Ведь только этим надлежало разрушить грех. Ибо и у живших под законом и имевших образы благодати [было известно], без пролития крови не бывает прощения грехов (Евр.9:22).
Далее, кто не знает относительно Девы определений, которые объявляют Ее не вкусившей никакого греха? Ведь Сам Судия, Который - говорит Писание - не смотрит на лицо (Лк.20:21), выносивший суд и об общей Матери людей [Еве], и о Деве. Первой, как согрешившей, определил печаль, Деву же удостоил радости. Отсюда очевидно, что, если печаль прилична согрешившим, то те, кому полагается радоваться, не имеют ничего общего со грехом. Потому ведь никому другому из живших прежде Девы от века людей, Бог не предложил радоваться, что они все попадали в число подлежащих ответственности за грех и все разделяли древний несчастный удел.
Рассматривающим приготовление Девы к Таинству становится ясным [еще и] следующее: когда Она старалась узнать образ нового рождения, то есть, Какой став и что претерпев, Она родит Бога, Гавриил помянул Духа и Силу Всевышнего и прочее подобное; но в его Благовещении не было ничего о разрешении от вины и отпущении грехов. А ведь прежде остального требовалось бы это приготовление, если бы оно действительно требовалось. Ибо если Исаия, который посылался просто вестником Таинства к тому же еще не явленного, нуждался в очищении и очищении огнем, то о Той, Которой надлежало стать служительницей уже самих этих изумительных дел, и принести ради них не только язык, но душу, и тело, и все, разве не ясно [Бог] засвидетельствовал, что Она не имела ничего, что следовало бы отбросить, когда не потребовал освобождения от скверн?
Если же некоторые из святых учителей говорят, что Дева была предварительно очищена Духом, то следует полагать, что они понимают это очищение как прибавление благодатных даров, как и о ангелах, в которых нет ничего дурного, говорится, что в этом смысле и они очищаются. Это же самое, уже после неизреченного рождения, Спаситель засвидетельствовал о Матери, сказав при общем собрании: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие Слово Божие и исполняющие Его (Лк.8:21). Этими словами Он не столько их, сколько Мать хотел прославить: ведь Он удостаивает их имени Матери и братьев за то, что предметом их усердия был Божественный закон. Ту же, Которую Он не только почтил наименованием Матери и не просто назвал Своей Матерью, но подлинно имел Ее таковой, Он показал превзошедшей всякое преизобилие святости." (Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы,10)
Вкратце, всё это выражено в Исповедании веры Папы Римского Павла VI:
"Веруем, что Мария -- вечно девственная Мать Воплощенного Слова, Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа, и что в силу этого особого избранничества и ввиду заслуг Ее Сына Она искуплена возвышеннейшим образом, будучи сохранена от нечистоты первородного греха и облечена благодатью более, чем вся прочая тварь".
И действительно, соотношение Марии и церковных таинств (особенно таинства крещения, миропомазания и евхаристии) иное, нежели то, какое имеют все христиане. Способ Её искупления (так сказать, "крещения"), способ Её обожения Святым Духом ("миропомазания") и способ Её участия в Плоти и Крови Сына ("евхаристии") совершенно особый, исключительный, уникальный, возвышеннейший, не такой, как у всех христиан. Она не просто христианка, не член Церкви, не часть Церкви, а Матерь Церкви, Мать всех христиан, всей Церкви (согласно преп.Ефрему Сирину), Госпожа и Царица.
1) Чистота человеческой природы Христа "обеспечена" не только ипостасным "соседством" человеческой природы с Божественной природой, но и через бессеменное зачатие, то есть через уникальный Божественный способ взятия человеческой природы в ипостась Слова. А чистота человеческой природы Марии была через промыслительную благодать, хотя Всесвятая и родилась не как Христос, но через семенное зачатие. (В самом по себе семенном зачатии нет греха. Это заповедь Божья, что уже исключает мысль о какой-то греховности зачатия. Кроме того, заповедь эта дана до грехопадения.) Чистота прочих людей, омытие их от первородного греха осуществляется через рождение водой и Духом.
2) Если каждый отдельный апостол получил в Пятидесятницу лишь "частичную благодать", то Мария ещё до Боговоплощения была, согласно Писанию, gratia plena, то есть благодати полной.
3) Если все христиане причаствуются Плоти и Крови Христовой, то Мария уделила Сыну Божьему от Своей плоти и крови.
Её положение в домостроительстве нашего спасения выделено отдельно Писанием. Ещё до того, как Бог наложил клятву на Еву и Адама, Он сказал сатане: "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя" (Быт.3:15). То, что "Жена" -- это Мария, говорит свт.Филарет (Дроздов): "Господь Иисус Христос назван Семенем Жены, потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии" (Катехизис). Более того, о Марии сказано ещё раньше, уже в Быт.1:31 "и се добра зело" (именно так толкует это место св.Николай Кавасила). О зачатии Марии Иоакимом и Анной сказано в Откровении Иоанна Богослова: "Се, творю всё новое" (св.Николай Кавасила относит этот текст к рождению Богородицы).