Тот факт, что Дамаскин считает прохождение сквозь двери естественным свойством Христа (а Христос человек) означает лишь то, что такая способность всегда есть у всякого человека - стоит лишь благоволить Богу, чтобы она проявилась. То есть, наша неспособность проходить сквозь стены не является естественным нашим свойством, а лишь следствием известных обстоятельств (греха). Человек не перестает быть человеком, если он проходит сквозь стены. В противном случае получится, будто Христос уже не человек
( ... )
Наличие в природе человека двух природ - бессмертной души и смертного тела - означает, что ни тленность, ни нетленность не являются непременным/обязательным/природным свойством человека
( ... )
/Потому тленность добровольная (№ 3 в твоей классификации) может быть у святых так же, как у Христа. Это полностью относится к Илье, Еноху и ко всем обоженным святым (№ 4)./
Вот с этим не соглашусь. Это противоречит юридизму,Паламе. Добровольность Христа единственная и уникальная.
Добровольно Христа уникальна тем, что она в Нем природна (так как Он по природе Бог), а во святых является даром Христа. Но от этого она не перестает быть добровольностью.
Добровольность смертиpalamanMay 31 2011, 11:16:49 UTC
Когда человек становится Богом по благодати, то правосудие Божие (как и милость Его) становятся его собственной волей. Он хочет умереть - именно потому, что это правосудно. И потому, что Христос умер ради него.
Добровольности это не мешает.
Если закон велит мне заботиться о моей семье, от этого моя забота не перестает быть добровольной, так как в данном случае закон велит то самое, чего я и хочу.
Re: Добровольность смертиioann22May 31 2011, 11:31:00 UTC
И какие же святые могли избежать смерти? Все под грехом и все подлежат смерти. Никто не доброволен в смерти. Есть лишь временная возможность преодолеть силой Божьей тление,подняться выше него ради устремлённого к Богу произволения. Но это не добровольность Христова,потому что все под родовой виной. И некоторое превосхождение тления святыми - это даже не нетление. Енох и Илия тленны. Они только станут нетленными после того,как умрут.
Re: Добровольность смертиpalamanMay 31 2011, 11:47:57 UTC
Все святые, кто достиг обожения, хотят того же, что и Бог. Если бы Бог захотел, то они могли бы избежать смерти. Они хотят того же, что и Христос Бог. Это та "единая воля Бога и святых", которую Максим православно поясняет в Диспуте с Пирром.
Добровольность смертиpalamanMay 31 2011, 13:29:36 UTC
Потому что сами святые понимаю дело иначе.
Они добровольно желают следовать за Христом даже до смерти, сознавая, что смерть Христа искупительна, так как Он непричастен греху, в то время как их смерть не искупительна, но является справедливым следствием греха - как унаследованного от предков, так и личного (это - исключая Богородицу).
Они восприняли жизнь от согрешившего Адама, а желают заново воспринять ее от безгрешного Христа. Если бы святые были непричастны греху (например, если бы Адам не согрешил), то они могли бы быть со-искупителями. Но таких людей нет. И даже Богородица причастна первородному греху, как рожденная от Адама.
Это мысль я не понял. До чего именно довел меня "отрыв от догматики XIX века"?
Я выразил простую и ясную мысль, которая была очевидна в любом веке: тот, на ком грех, не может быть искупителем - независимо от добровольности/недобровольности его страданий и смерти. Добровольность страданий не делает святых мучеников со-искупителями, так как они рождены во грехе, а не непорочно.
И что же здесь не стыкуется с догматикой XIX века?
Мы об искуплении или о со-искуплении?palamanMay 31 2011, 16:13:29 UTC
Приведённые цитаты показывают, что искупить людей мог только предвечный Агнец. Однако из них никак не выводится принципиальная невозможность участия в искупительной жертве (гипотетического) обоженного человека, по какой-либо причине свободного от первородного греха
( ... )
Re: Мы об искуплении или о со-искуплении?ioann22May 31 2011, 18:50:56 UTC
/Однако из них никак не выводится принципиальная невозможность участия в искупительной жертве (гипотетического) обоженного человека, по какой-либо причине свободного от первородного греха
( ... )
Reply
Reply
Reply
Вот с этим не соглашусь. Это противоречит юридизму,Паламе. Добровольность Христа единственная и уникальная.
Reply
Но от этого она не перестает быть добровольностью.
Reply
Reply
Он хочет умереть - именно потому, что это правосудно. И потому, что Христос умер ради него.
Добровольности это не мешает.
Если закон велит мне заботиться о моей семье, от этого моя забота не перестает быть добровольной, так как в данном случае закон велит то самое, чего я и хочу.
Reply
Reply
Они хотят того же, что и Христос Бог.
Это та "единая воля Бога и святых", которую Максим православно поясняет в Диспуте с Пирром.
Reply
Reply
Они добровольно желают следовать за Христом даже до смерти, сознавая, что смерть Христа искупительна, так как Он непричастен греху, в то время как их смерть не искупительна, но является справедливым следствием греха - как унаследованного от предков, так и личного (это - исключая Богородицу).
Они восприняли жизнь от согрешившего Адама, а желают заново воспринять ее от безгрешного Христа. Если бы святые были непричастны греху (например, если бы Адам не согрешил), то они могли бы быть со-искупителями. Но таких людей нет. И даже Богородица причастна первородному греху, как рожденная от Адама.
Reply
???
(Вот до чего доводить отрыв до догматики 19 века)
Reply
Я выразил простую и ясную мысль, которая была очевидна в любом веке: тот, на ком грех, не может быть искупителем - независимо от добровольности/недобровольности его страданий и смерти.
Добровольность страданий не делает святых мучеников со-искупителями, так как они рождены во грехе, а не непорочно.
И что же здесь не стыкуется с догматикой XIX века?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment