Когда в Югославии наступит коммунизм?

Jan 19, 2021 17:09







Вопрос: Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!
Балканский анекдот.
Направляясь из Сербии в Македонию, я на "наплатной рампе" (в Сербии место оплаты за пользование трассой)тормознул легковушку. Водитель окинул меня внимательным взглядом и первым делом спросил, кто я. Узнав, что я русский, кивнул на место рядом с собой: -Садись.
Мне он представился боснийским поэтом. Ехал он в Скопье на какой-то литературный конкурс.
- Твоё счастье, что ты русский! - признался мне поэт, - был бы ты сербом, хорватом или там черногорцем каким-нибудь - фиг бы я тебя подобрал!

Меня на Балканах всегда удивляли такие отношения вроде бы родственных славянских народов, говорящих на одном языке, поющих одни и те же песни и танцующих общее для всех "коло". Сдержанная неприязнь, как между сербами и черногорцами, доходит порой до откровенной враждебности, как между теми же сербами и хорватами. Такое чувство, что этому пёстрому сборищу народов просто тесно на относительно небольшом пятачке Балканского полуострова. Что, кстати , недалеко от истины.

Отношения сербов и хорватов, как говорят историки, начали портиться в 16 веке, когда сербы под натиском Османской империи вынуждены были переселиться на север и запад полуострова, заняв частично и земли хорватов, правда те, которые и так пустовали.
В 19 веке отношения двух народов резко ухудшились. В Хорватии объявился идеолог независимости Анте Старевич , который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами. Причём он не отрицал родства двух народов, но считал, что правильнее называть всех хорватами, а не сербами. Во времена Второй мировой после зверств, которые, под защитой немцев, творили в Сербии хорватские усташи, отношения испортились окончательно. Правда, сейчас основная претензия сербов к хорватам - в предательстве хорватами православия (76% там -католики). Так что никому не советую въезжать на машине в Хорватию с сербскими номерами. Убить не убьют, а машине достанется непременно.

Брутальность и воинственный нрав Черногорцев вызывают у сербов снисходительную иронию. Мой сербский друг Раде Чурчин на всебалканском фестивале в Белграде, посмотрев вместе со мной черногорские танцы, чем то напоминающие танцы народов Кавказа, кратко прокомментировал: "Ну и обезьяны!" Забавляет сербов и ленивый нрав Черногорцев . Меня в Черногории тоже всегда удивляло, кто же там работает? По моим наблюдениям абсолютное большинство мужчин целыми днями сидят в кофейнях или на террасах домов и пьют напитки различной крепости: от кофе до ракии. Женщины вообще сидят по домам. Рядовой черногорец старается в летний сезон заработать побольше, сдавая дом в аренду туристам, осенью закупает македонский виноград, перерабатывает его в 1000 литров вина и в 500 литров ракии и в остальное время года занят тем, что уничтожает свои запасы алкоголя с помощью соседей и знакомых. Работают в Черногории в основном боснийцы.

Может быть, как раз за трудолюбие, боснийца на Балканах считают туповатым и простоватым. У сербов ещё вызывает неприязнь большой процент мусульман среди боснийцев. Хотя, по моим наблюдениям, ничем особенным босниец от серба не отличается. По-моему, вполне приятные парни - душа нараспашку.Есть в них какая-то отчаянная бесшабашность, вроде как у русских. На Балканах боснийскую натуру определяют кратким расхожим выражением "льуды босанац" (сумашедший босниец). Не дураки выпить. На Балканах обычно не говорят "пьёт, как русский", тут говорят "пиет као босанац". Это особое отношение боснийца к алкоголю иногда доходит до невероятных пределов. Еду это я по Боснии на междугороднем автобусе. Водитель объявляет 15-минутную остановку и тормозит у придорожного кафе. Идёт в кафе, опрокидывает пару рюмок ракии и через 15 минут, как ни в чём не бывало, продолжает путь.

Почему македонцев считают на Балканах печальным народом, трудно сказать, но такой нищеты и дешевизны, как там, я не встречал нигде на Балканах. Меня, как русского, больше занимало отношение македонцев к нам, русским. С этим у них всё в порядке. Достаточно вспомнить, что порядочная часть русской эмиграции после 1917 года осела в Македонии. Я лично на "бублье пьяцце" (блошином рынке) в Скопье познакомился с потомком русского дворянина, служившего придворным брадобреем у Николая II. Зовут его Александр. У него на рынке палатка, где он торгует чебуреками пивом и ракией. Его предки давно уже смешались с македонцами. Меня он принял как родного, говорил со мной на русском, угощал выпивкой.

О том, что словенцы скупердяи , можно судить уже по тому, что пригласив друга в кафе, они ожидают, что он заплатит не только за себя, но и за того, кто его пригласил. Не знаю исторических причин подобного жлобства, но точно знаю, что на всей остальной территории Балканского полуострова действует неписаное правило: кто пригласил -тот и платит. Причём, когда я честно пытался заплатить за себя, на меня обижались.

А по мне, так во всех этих различиях есть своя прелесть. Они придают людям индивидуальность, без которой человек не интересен. Владимир Высоцкий, например, очень уважал и сербов и черногорцев. В Белграде в кафе Театра на Теразие одна актриса призналась мне, что близко знала Володю, и до сих пор с нежностью его вспоминает. А черногорцам он вообще посвятил стихи "Жаль, Черногория не стала второю родиной моей", которые выбиты на его памятнике в столице Подгорице.

image Click to view





македонцы, черногорцы, национальные различия, сербы, Высоцкий о Черногории, хорваты, Балканские народы, словенцы, боснийцы

Previous post Next post
Up