Год выпуска: 2008
Жанр: Драма
Продолжительность: 01:48:52
Hежиссер: Алексей Балабанов
Вот казалось бы, все ждали ещё одного фильма-эпатажа, фильма-чернухи от Балабанова. Но я ни чего такого там не обнаружил, просто фильм с серьёзным возрастным рейтингом, для людей устойчивых к сценам хирургических операций и эротики, и готовых думать.
По сути, фильм меня затронул в том смысле, что показан важный для меня перелом эпох 1917 года. С одной стороны - переживший свой исторический век помещик в заснеженной глубинке, с другой - пьяная матросня в уездном городе, хватающая всех на улице. С одной стороны главный герой - доктор из Москвы, с другой - деревенская чернь, для которых скальпель доктора сродни убийственному ножу. Результат всем исторически известен, семьдесят лет мрака, бесчеловечности и страха. А люди прошлой эпохи должны были умереть, если не хотели приспосабливаться. Фильм очень показателен, символичен. Бодров-мл. хорошо переработал Булгакова в сценарии.
И при этом фильм не претендует на глобальность охвата, просто картина вписывается в непоследовательную, увядающую жизнь российской глубинки того времени. И судьбы героев, которым нельзя не переживать, к большинству которых испытываешь омерзение или жалость. Вспоминая "Дневник Наркомана" Алистера Кроули, понимаешь что прячется за довольными лицами героев, когда они в очередной раз колют себе морфий. Новый, спокойный, красивый мир, вместо невежества и глухоты. Понять можно, но принять на себя - нет. Какие чувства можно испытывать к разложению человека? Точно не симпатию. А испытываешь сторонний интерес к увяданию, как это может быть.
Страшны не сцены ампутаций, родов, операций, а отношения крестьян к докторам и медицине. Страшен не главгерой, прячущийся за морфием (что в итоге приводит его к концу), а еврейчик-фельдшер прикрывающий охоту за морфием сначала больными у себя в уезде, а потом и уже революционной борьбой. Эскапизм в наркотике приводит к закономерному итогу, ускоренному режиссёром. Но это не мораль, а всё же рискну предположить что сутью является именно последние две сцены: пустой храм, как стирание духовности, и забитый Синематограф, где на самоубийство соседа единственной реакцией может служить стряхивание с себя случайно попавшей чужой крови.
Где-то в рецензиях на фильм вычитал, что эта картина хорошая прививка от ура-патриотизма. О да! Но и для тех кто не понял - подобная ситуация не повод пробовать морфий ;)