Посмотрел "Остров" Павла Лунгина, и жалею что так поверхностно относился к картине до сих пор. В моей личной шкале эмоциональной значимости фильмов данная картина заняла место наравне с "Зелёной Милей", даже опережая его, так как фильм наш.
Казалось бы, серый антураж скупой северной природы, отсутствие динамики, за исключением яркой игры Мамонова (впрочем, и других актёров) - нечему держать массового зрителя у экрана. Ну и не на массового он расчитан. Сам себя я обнаружил на середине фильма, не вольготно, по привычке, разлегшись на диване, а прилипнув к экрану монитора и сопереживая тому, что там происходит.
Картина всё таки, предназначена для интимного просмотра, ты - фильм. Так как на протяжении почти всей картины задаешь себе вопросы, и находишь на них ответы (если в состоянии и хочешь задать). Образ юродствующего пророка, судьба которого (кому ближе - Бог) не была благосклонна к нему, очень хорошо катализирует и раскрывает у окружающих вопросы веры, церкви, личных бесов, нарушения моральных (кому ближе - духовных) норм, и любви к ближнему...
ps Да, я по-прежнему агностик, а верю лишь в добро и Человека с большой буквы, способного любить, сопереживать, творить и снова любить.
pps И почему в кинематографе так ярко и эмоционально Добро раскрывается именно через человеческие чудеса? Хм, видимо, такой признак искусства, пробуждать сопереживание у зрителя средствами небольших, но жизненных (вплоть до быта) допущений. Религиозные традиции тут в помощь.