Неужели вода способна растворить ... корабль?

Sep 13, 2023 15:28

Забегая вперёд дам этакий спойлер - да, лодка из стекловолокна тоже довольно быстро превратится в мусор, если не вытаскивать её на берег.

Теперь давайте разбираться как такое возможно. Ведь пластик в воде не растворяется и не теряет свои свойства.

Итак, когда-то в школе на уроках химии вы возможно выхватили фразу преподавателя, что вода - это универсальный растворитель. Любое вещество рано или поздно растворится в воде. Вы, конечно же. не поверили. И очень зря!



Можно подумать: "Хм, ну так корабли плавают круглый год и всё с ними хорошо!" На самом деле это совсем не так.

Если исключить всё спорные моменты, то можно сравнить корабль из абсолютно любого материала с бумажным корабликам, которые, я надеюсь, вам повезло в детстве пускать в весенних ручейках. Бумага в воде превращается в некую жижу. По большому счёту и любой другой материал в итоге станет жижей.

Если корабль сделан из металла, то его судьба без надлежащего обслуживания предрешена. Довольно быстро он превратится в дырявую банку. Требуется регулярно наносить специальное покрытие на металл следить за общим его состоянием. Это не совсем-таки процесс растворения, но когда металл перейдёт в оксид и начнёт сыпаться, дальше пойдет непосредственное растворение. Про металл долго рассказывать не стоит, ведь его деградация в воде почти всем очевидна.



Помимо металла для изготовления кораблей используют фибергласс или стекловолокно. Это тип композитного пластика, где матрица представляет из себя полимерную смолу, а армирование выполняется специальными сверхпрочными нитями.

Если положить такую штуку в воду, то она, конечно же, быстро не растворится. Зато если лодка из стелкопластика долго пробудет в воде, то ей хана.



Одной из основных угроз для корпуса из стекловолокна является осмос, который представляет собой процесс проникновения молекул воды через слой гелькоута (так называется слой, который образуется на поверхности стеклопластика и препятствует его интенсивному промоканию) и достижения ламината из стекловолокна. Это может привести к вздутиям, трещинам и расслоению корпуса, что может поставить под угрозу его структурную целостность и производительность. По факту воздействие осмоса можно описать примерно как...промокание основного материала корабля по механизму размокания газеты в воде.

Осмос чаще возникает в теплом и влажном климате, где температура и соленость воды выше. Чтобы предотвратить или уменьшить осмос, перед спуском лодки на воду следует нанести на корпус защитный барьерный слой из эпоксидной смолы или противообрастающей краски. Также следует регулярно осматривать корпус на наличие признаков вздутий или трещин и ремонтировать их как можно скорее.



Еще одним фактором, который может повредить корпус из стекловолокна, является ультрафиолетовое (УФ) излучение солнца. УФ-лучи могут разрушить слой гелькоута и привести к его выцветанию, мелению или растрескиванию. Примерно такое влияние света вы видели на пластике от старых холодильников - гадкая жёлтая пластмасса, которая ломается в руках.

Это может подвергнуть стекловолокно воздействию воды и воздуха, что может привести к дальнейшему ухудшению качества. Чтобы защитить корпус из стекловолокна от ультрафиолетового излучения, вам следует накрывать лодку брезентом или чехлом, когда она не используется. Вам также следует натирать и полировать корпус не реже одного раза в год, чтобы восстановить его блеск и закрыть поры гелькоута.

Третий фактор - это царапины, вмятины или выбоины. Долгое нахождение их в воде может привести к просачиванию воды в стекловолокно и вызвать гниение.

Стоит отметить, что нашумевшая история с печально известным Титаном тоже связана с переоценкой стеклопластика. Если интересно об этом прочитать - напишите в комментария.

Кстати говоря, перечисленные факторы также влияют и на слой полимерной краски, которой пытаются защищать металлические корабли. Скажем, осмос встречается и при промокании слоя краски.

Если вам доводилось бывать на Волге или Селигере, то наверняка вы заметили, что местные стараются вытаскивать лодки на берег, если они не используют их хотя бы несколько дней. Это делается именно с целью исключения влияния агрессивной (да, странно эта фраза звучит применительно к воде) среды на корпус.

"Большие корабли" тоже было бы рационально вытаскивать. Но представьте себе какой-нибудь контейнеровоз и подумайте, как это сделать. Технически это очень сложно и трудоемко. Поэтому, в случае промышленного использования, гораздо проще оставить корабль в воде, а потом обработать согласно регламенту.

⚡ Не забывайте подписываться на Telegram-канал проекта и читать ещё больше интересного!

физика, inznan, наука, уроки физики, наука о матриалах, материаловедение, научпоп

Previous post Next post
Up